Брестчанам все чаще навязывают дорогие товары на рекламных акциях

25  Сентября 2013 г.  в 18:09 : Бизнес, экономика, аналитика

Брестчанам все чаще навязывают дорогие товары на рекламных акциях

Чтобы продать товар, некоторые фирмы поступают так: продавцы всеми способами доказывают, что покупатель делает абсолютно правильный выбор, дескать, нигде ничего более ценного и полезного он больше не купит. Однако впоследствии нередко возникают спорные ситуации, где порой трудно разобраться, кто прав, а кто виноват. Что-то подобное приключилось с пенсионером из Бреста Николаем Артющиком, который купил сковородку с жаровней в фирме «ЭкоВиталТорг», а потом обратился в редакцию "Зари" с просьбой разобраться в произошедшем.

В частности, Николаю Артющику по почте пришло приглашение на кулинарное шоу, в котором организаторы обещали гостям возможность получить необходимый в хозяйстве подарок. Решил сходить. Во время беседы продавец, сравнивая качество посуды с известной фирмой «Цептер», делал акцент на том, что отпускают ему товар с большой скидкой. Сумму в договоре указали 640 тысяч рублей, не сообщив, со слов пенсионера, что это лишь первый взнос. Николай Иванович, как это часто бывает с людьми старшего поколения, особо вчитываться в договор не стал. А придя домой, внимательно изучил подписанный документ и понял, что на самом деле посуда стоит более чем 6,5 миллиона рублей.

- Я хотел вернуть товар и расторгнуть договор, - говорит Николай Иванович. – Посудой я не пользовался... Всего лишь снял, а затем обратно наклеил этикетку. И, тем не менее, расторгать со мной договор на фирме не хотят…

Для ясности дела корреспондент «Зари» решила обратиться к руководству «ЭкоВиталТорг», отправившись непосредственно в офис, расположенный в центре Бреста. Встретили меня там довольно прохладно. Директор, со слов заместителя, не пожелавшего назвать свою фамилию, был сильно занят. В конечном итоге разговаривать пришлось с юристом, который объяснил, мол, Николай Артющик – пенсионер дееспособный, читать умеет, договор подписал собственноручно.

- Я помню этого дедушку, - говорит юрист фирмы Маргарита Владимировна. - Он вам показал этикетку, а я вымазала юбку о жирную сковородку… Да, я сначала согласилась на возврат, у него тогда ещё 14-дневный срок со дня совершения покупки не вышел. Но если он мне показывает одну единицу товара новую, а вторую жирную, вы уж простите… А по поводу нашей фирмы в целом… Знаете, у нас такой объем продаж, что Министерство финансов должно сказать спасибо за миллиардные налоги.

Реакция Минфина на сей счет нам пока неизвестна, но некоторые неблагодарные покупатели пока что идут не в офис фирмы, дабы сказать спасибо, а совсем в другие инстанции.

- К нам уже поступали сообщения о деятельности этой фирмы и о том, каким образом потребителям фактически навязывается продукция, - комментирует председатель областного общества защиты прав потребителей Ирина Маркова. - Посуда эта очень дорогая для рядового потребителя и не является товаром первой необходимости, но для ее продажи изобретен и используется своеобразный метод, который, в общем-то, назвать торговлей можно с большой натяжкой. Гражданам дается информация о месте и времени презентации посуды. Есть граждане легко поддающаяся внушению. Вот, видимо, на них и делается ставка.

Брестчанам все чаще навязывают дорогие товары на рекламных акциях

Вот такое приглашение пришло Николаю Артющику

По словам Ирины Марковой, шоу или презентация – это только названия. Гражданам тут же предлагается заключать договора на приобретение той же посуды.

- Посуда эта очень дорогая, и без нее можно прекрасно обойтись, - продолжает Ирина Андреевна, - прилавки наших магазинов заполнены очень красивой и современной посудой, и ценовой диапазон позволяет потребителю приобрести то, что согласуется с его потребностями и его финансовыми возможностями. В данном же конкретном случае, на мой взгляд, в первую очередь нарушается право потребителя на свободный выбор товара, которое предусмотрено действующим законодательством РБ. Согласно статьи 10 Закона РБ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для него время с учетом режима работы продавца. Продавец обязан оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара. В нашем же случае такого права выбора у потребителя нет. Кроме того, он узнает о ценах на предлагаемый товар в самый последний момент, когда уже подписан договор. К сожалению, многие потребители, не понимают, что подписывают, поэтому проблемы возникают уже после того, как они придут с этими договорами домой.

Хорошо, если покупатели не стали пользоваться посудой, тогда в течение 14 дней с момента заключения договора потребители могут вернуть товар в соответствии со статьей 28 закона РБ «О защите прав потребителей». Если же все-таки посудой пользовались,но при этом обнаружили, что она не соответствует тем сведениям, которые о ней сообщены при продаже, у потребителей есть возможность обратиться к продавцу и потребовать расторжения договора. А если в добровольном порядке договор не расторгают, следует обратиться в суд.

- Конечно, если бы органы, контролирующие торговую деятельность, вплотную занялись организацией-продавцом, такая торговля прекратилась бы, - продолжает Ирина Маркова. - Представитель этой фирмы обращался ко мне, и я однозначно сказала им свое мнение о такой торговле: если у вас такая хорошая посуда, то продавайте ее в крупных торговых центрах, как и любую другую посуду, сопровождайте ее подробной рекламной информацией и тот покупатель, кому она действительно нужна, ее найдет.

Обращались брестчане с подобными вопросами и в горисполком.

- «ЭкоВиталТорг» у нас фигурировал, - говорит специалист управления торговли и услуг Брестского горисполкома Светлана Брусникина. - Там были претензии к качеству товара. После жарки яичницы сковородка пришла в негодность.

К слову, с другими фирмами, которые распространяют товар не в торговых павильонах, а иными способами, возникали более серьезные проблемы. По информации управления торговли горисполкома, в Бресте таким образом работают по разным направлениям, Кроме посуды, пытаются навязывать людям постельное белье, косметику, биодобавки, фильтры для воды. Что характерно, «сотрудничают» они в основном с пожилыми людьми, которых проще ввести в заблуждение. Покупателей при этом завлекают самыми разными методами.

- Я сама как-то обнаружила у себя в почтовом ящике дома приглашение на какую-то презентацию товара, - продолжает Светлана Брусникина. – Имя, конечно, в открытке было не мое, но для несведущего человека какая разница? Люди идут, а уже на самой презентации навязать товар – дело техники. Не исключаю, что может быть какой-то гипноз...

В схожей ситуации недавно оказалась и мать моей подруги. Та, будучи на пенсии, постоянно участвует в различных лотереях, розыгрышах и рекламных акциях. Недавно рассказывала дочке, что три месяца назад в очередной раз купила по скидке некую чудо-пароварку по заоблачной цене… Впрочем, продавцы утверждали, что аппарат потому и стоит дорого, что работать будет если не вечно, то долгие-долгие годы. Подруга, выслушав мать, развела руками и произнесла старую поговорку, которую очень любят навязчивые распространители сомнительного товара «Слышен легких баксов шелест – это лох идет на нерест». Мама на дочь не обиделась: к тому времени пароварка уже приказала долго жить. Как и фирма, ее продавшая...

P.S. Прежде чем что-то купить, все-таки следует изучить и сам товар, и условия совершения сделки. И, естественно, не спешите ставить свою подпись под договором, не изучив его. Лучше потратить на это несколько минут, чем потом тратить время и нервы в судах и юридических консультациях.

Автор Мария БАЛЮК, студентка 4 курса филологического
факультета БрГУ, газета Заря