Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Брестский облисполком «урежут» на 180 человек, а в области сократят почти 600 работников госаппарата

22  Мая 2013 г.  в 11:08 : Бизнес, экономика, аналитика

Брестский облисполком «урежут» на 180 человек, а в области сократят почти 600 работников госаппарата

Это предусмотрено президентским Указом № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников», который 12 апреля 2013 г. вступил в силу. Согласно ему, в Беларуси сократят четверть служащих в госорганах и организациях, причем очень быстро – основная работа должна завершиться уже к 1 июля. На Брестчине под оптимизацию попадает чуть более 16% работников госуправления, в том числе на 29,4% сократится штат облисполкома.

До июля осталось полтора месяца. О том, как проходит оптимизация госаппарата в Брестской области, мы решили узнать у начальника главного управления организационно-кадровой работы облисполкома Александра Коледы.

Как пояснил Александр Михайлович, указом президента доведена численность облисполкома со всеми структурными подразделениями (здравоохранение, культура и др.) – 432 человека, ранее штат составлял 612 работников. То есть под сокращение попало 180 человек, или 29,4% от общего числа. А общая численность всех работников местных исполнительных и распорядительных органов (облисполком, городские, районные, сельские исполкомы) уменьшилась на 591 единицу и составила 3072 человека.

– Учитывая сжатые сроки, которые отведены для оптимизации, буквально за месяц нами проведена нормативно-правовая работа, – говорит Александр Коледа, – т.е. принято распоряжение председателя, определена численность отделов управления исполкомов. Цифры доведены до городских и районных исполнительных комитетов. На днях утверждается внутренняя структура подразделений. Соответственно предупредили всех людей, которые могут попасть под сокращение. Причем предупредили мы гораздо большее количество работников, а сейчас идет уже конкретная работа.

Надо сказать, что под сокращение попали не только госслужащие, но вообще все работники облисполкома и его структурных подразделений – начиная от водителей и заканчивая начальниками управлений. Спаслись от оптимизации разве что уборщицы, т.к. их работа зависит от определенного метража убираемой площади.

В облисполкоме особенно «досталось» отделу энергетики и топлива – его полностью упразднили. Управления культуры, идеологии и отдел по делам молодёжи объединили в одно подразделение, которое называется главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи. Как рассказал Александр Михайлович, в этих управлениях предупреждались о сокращении все работники, но, естественно, не все будут уволены, некоторые перейдут в новое управление. Все остальные структуры в облисполкоме сохраняются, только с меньшей численностью. Например, в комитете сельского хозяйства и продовольствия было 80 человек, после оптимизации останется 57.

Трудоустроят всех и сохранят гарантии

В соответствии с указом № 168, все госслужащие, подлежащие сокращению, должны быть трудоустроены с учетом их профессии, квалификации и ранее занимаемой должности, в том числе путем перевода на другую, не связанную с государственной службой работу.

– Мы всех трудоустроим, – говорит Александр Коледа, – но, естественно, не в государственные структуры. На сегодняшний день у нас есть информация по вакансиям от центра занятости, и мы сами собираем её по хозрасчетным организациям, хозяйствующим субъектам – интересуемся, что нам могут предложить в соответствии с квалификацией людей, попавших под сокращение. На форумах в Интернете пишут: мол, «всех – в дворники», однако у нас индивидуальный подход к каждому. Мы учитываем квалификацию, образование, стаж работы, и стараемся предложить человеку аналогичную работу. Если водитель – трудоустроим в водители, к слову, проблемы с их трудоустройством нет, в автопарке хватает вакансий, людей берут с удовольствием. С другими сложности есть, особенно с теми, у кого гуманитарное образование, больше требуются специалисты с техническим образованием. А есть и такие, которые сами хотят попасть под сокращение и без трудоустройства.

Хочу также сказать, что мы знали об оптимизации госаппарата ещё с прошлой осени, так что освобождаемые места не заполняли. Благодаря такому шагу, в облисполкоме набралось до полусотни вакансий, и людей с них сокращать не пришлось.

– Кого в первую очередь коснулось сокращение? Наверное, самые незащищенные перед оптимизацией – пенсионеры и молодые специалисты?

– Есть общий посыл – при сокращении отдавать предпочтение лицам с более высокой квалификацией. Кроме того, в законе записаны преимущества для некоторых категорий работающих. Например, не подлежат сокращению беременные женщины, а также женщины, воспитывающие детей до 3 лет. Потому сократить таких работников мы не можем, и вероятность, что под оптимизацию в таком случае попадает служащий более высокого уровня, есть.

Что касается лиц пенсионного возраста, то возраст – это не аргумент. Хотя считается, что у таких людей уже есть источник дохода, и этот момент учитывается. А насчёт молодых специалистов… Облисполком – это такая структура, где молодых специалистов должно быть по минимуму. Как правило, в областную структуру берут специалистов, которые должны поработать или на производстве, или в районном звене и прийти сюда уже с багажом знаний и опыта. Так что трудно говорить о каких-то общих критериях при сокращении – подход в каждом вопросе индивидуальный.

Указом № 168 также предусмотрено, что при сокращении госслужащим предоставляется на период до трудоустройства, но не более чем на 12 месяцев со дня увольнения, право на отсрочку возврата (погашения) кредитов на строительство (реконструкцию), приобретение жилья, а также для оплаты обучения при получении первого высшего образования их детьми. Им также предоставляется право на медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения, в которых они обслуживались до увольнения.

Финансы сэкономят, зарплаты повысят

Сегодня в Беларуси 56 тыс. госслужащих, на оплату их труда тратится чуть больше 1% от ВВП страны. После сокращения госаппарата должно остаться 20 тыс. 482 работника.

Выступая в январе этого года на совещании по оптимизации, президент Александр Лукашенко напомнил, что «у нас недопустимо низкая зарплата у государственных служащих» и пообещал, что после сокращения госаппарата зарплата у оставшихся служащих повысится. «Высвободим почти 130 млн. долларов по году. Это хорошие деньги. И плюс из бюджета добавим, и это тот фонд, которым мы можем располагать для повышения заработной платы оставшимся», – сказал он.

На сколько поднимутся зарплаты, пока прогнозов нет.

Канет ли в Лету бумажная работа?

Не секрет, что одной из целей сокращения госаппарата является дебюрократизация. Слишком много инстанций нужно пройти для решения важных вопросов, как руководителям, так и простому человеку. И бумажная волокита становится реальным барьером на пути решения определенных задач.

На том же январском совещании по оптимизации губернатор Брестчины Константин Сумар привёл пример: ответы по выполнению поручения президента о строительстве молочно-товарных комплексов пришлось отправлять в 14 ведомств(!). Так же на заседании говорили, что вместо того, чтобы заниматься реальной работой, приходится составлять отчеты о чём угодно, например, о количестве новогодних подарков.

Предполагает ли оптимизация сокращение бумажной работы и количество необходимых для решения вопроса инстанций? Ведь если людей сократить, а объём работы (в том числе и бумажной) оставить, то смысл оптимизации – лишь в экономии бюджетных средств.

Некоторые чиновники, оставшиеся «в живых» после сокращения, говорят, что реально ощущают вес переброшенной на их плечи нагрузки. Потому, как и простые обыватели, надеются, что с учетом сокращения (в том числе и на уровне республиканских органов управления) поток бумаг уменьшится. И президент пообещал после оптимизации оценить ситуацию и, возможно, отказаться от каких-то дублирующих служб. 

Источник информации: Автор: Наталья АЛЕЙНИКОВА, Брестский Курьер