С 1 июля 2013 года на автодороге M1/E30 будет введена в действие новая система электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения. Уже ведутся работы по установке порталов данной системы. Фото сделаны на 3-м и 12-м километрах дороги.
на этом месте будет установлен один из терминалов (рядом с Мощенкой)
Четыре пункта сбора оплаты за проезд по дороге М-1 в Беларуси за год пересекает 15-16 миллионов автомобилей. Стоимость оплаты проезда между двумя пунктами составляет 3-15 евро в зависимости от вида транспортного средства. Что изменится с введением с 1 июля 2013 года системы электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения и на что потратят заработанные на дорогах деньги?
Основным инвестором и исполнителем проекта по введению электронного сбора платы выступает австрийская компания Kapsch TrafficCom AG. Инвестиции составят 267 миллионов евро. Срок окупаемости проекта — 3 года. С 1 июля 2013 года электронный сбор в полном объеме будет введен на дороге М-1.
— После вступления в Таможенный союз Беларусь стала терять большое количество валютной выручки. Введение электронного сбора платы позволит получить приток иностранной валюты, которая собирается, прежде всего, с иностранных водителей и остается в Беларуси, — объясняет выгоды нововведения управляющий директор компании Kapsch TrafficCom AG Эрвин Топлак. — И это самые правильные деньги, поскольку иностранцы платят за то, что они используют здесь. Для белорусской экономики это однозначно позитивное явление.
В отличие от существующей ныне аккордной схемы оплаты: от одного пункта сбора до другого — система электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения позволит дифференцированно подходить к взиманию средств — деньги платятся за каждый километр. С автомобилей стран Таможенного союза, кроме грузовиков массой свыше 3,5 тонн, плата взиматься не будет.
паспорт объекта
По словам Эрвина Топлака, коммерчески обоснованная задача — брать плату именно с грузовиков.
— Такого потока грузовиков, как идет на Россию через Беларусь, нет нигде в Европе, — поясняет он. — Мы очень заинтересованы во внедрении взимания платы с этого вида транспорта.
До кризиса количество грузоперевозок в Европе ежегодно возрастало в среднем на 7%. В годы кризиса они упали примерно на 20%. Но большинство стран уже вернулись к докризисному уровню и даже несколько превысили его.
— Если в течение пяти лет не будет серьезных кризисных потрясений, то рост будет примерно на 5-7% в год, а в Беларуси, учитывая поток товаров и перевозок из России, даже намного больше, — прогнозирует Эрвин Топлак.
Посчитать, каковы будут поступления от взимания платы за проезд по дорогам в 2013 году и в будущем, пока сложно — все будет зависеть от тарифов, которые установит государство. Но они, по мнению экспертов, вряд ли намного превысят существующий ныне на дороге М-1 уровень — максимально 60 евро (для большегрузных автомобилей) от пункта въезда в Беларусь до пункта выезда.
еще один терминал будет рядом с каменецким кольцом возле д. Тюхиничи
Другой вопрос — куда будут направляться полученные средства (а это десятки миллионов долларов) после того, как проект окупится. Сейчас деньги перечисляются в республиканский бюджет, а оттуда часть их направляется на дорожные расходы, в том числе на содержание и ремонт дорог. Раньше средства, полученные от платы за проезд по дорогам, шли в республиканский дорожный фонд, и это были значительно большие суммы.
— Возможно, стоит вернуться к старой схеме, — считает профильный эксперт. — У нас в настоящее время около 85% дорог с просроченными межремонтными сроками. В 2008 году капитальный ремонт был проведен на 500 км дорог, затем ежегодно ремонтировалось не более 60 км. В России два года назад вернулись к тому, что средства от платы по дорогам стали вновь перечислять в дорожный фонд, и это позволяет улучшить качество дорог.
А ведь если Беларусь действительно планирует зарабатывать на дорогах, надо поддерживать их в должном состоянии. Особенно с учетом возможного роста грузоперевозок.