В Бресте планируют создать первый продюсерский центр

28  Марта 2013 г.  в 12:35 : Музыка, кино, музеи, выставки

Конечно, с этим событием мы опоздали не на год и не на два, а на целый десяток лет. Если даже не больше. Смотря с чем сравнивать. В Беларуси первый центр с завидным по тем временам эпитетом «продюсерский» появился в девяностые. И, конечно, случилось это в столице, где традиционно самая большая плотность артистов, жаждущих променять ресторанный репертуар на что-то более серьезное. С годами количество белорусов, которые называют себя продюсерами, заметно выросло, но нам все равно еще очень далеко до уровня российских коллег, а тем более до американского «левела». В Штатах, как известно, это не просто индустрия, в которую вкладываются миллионы долларов, - целая наука с институтами и профессорами! Разумеется, до великих открытий нам пока далеко - мы потихоньку постигаем азы. И первые шаги в этом направлении делает областная филармония.

Именно здесь должен появиться первый на Брестчине государственный продюсерский центр. В настоящее время в этом бизнесе у нас крутятся лишь частники. В Бресте самый крупный и известный поставщик услуг по продвижению артистов - группа «Спасение», уже давно и очень успешно освоившая правила этой игры. Конкурировать новичку придется и с польскими коллегами, которые под боком развернули довольно бурную деятельность. Однако пока это только в планах. Называть себя продюсерским центром наша филармония не спешит. Но почему?

- Позиционировать нас как продюсерский центр еще рано. Ведь продюсирование предполагает большой спектр услуг (таких, как промоушн, имиджелогия, деловое администрирование, маркетинг, реклама, связи с общественностью. - Е.Д.). А мы их пока предоставить не можем, - отмечает директор Брестской областной филармонии Игорь Рубацкий. - Мы не хотим бежать впереди паровоза и трубить во все трубы, что в Бресте заработал продюсерский центр. Пока не будем в состоянии предоставить полный комплекс услуг, даже и речи быть не может об этом.

В Бресте планируют создать первый продюсерский центрТакую категоричную и в то же время скромную позицию, конечно, не каждому дано понять. Ведь сегодня красивое словосочетание «продюсерский центр» используют все кому не лень. Введите эти два слова в любой поисковик, и он выдаст вам с десяток адресов - однако мало где возьмутся за раскрутку новой «звезды». В основном, под броским названием скрывается самое обычное праздничное агентство, занимающееся банальной организацией свадеб или корпоративов. Но разве это продюсирование?

- Я хоть завтра мог бы назвать себя модным словом «продюсер» и взять под свое крыло всех молодых исполнителей в Бресте, но я не готов за них пока отвечать, - говорит Игорь Рубацкий. - И еще один момент. Продюсирование - это не только большая ответственность, но и большой риск. Чтобы рискнуть, ты должен быть на все сто уверен в качестве продукта, который собираешься продвигать. А у нас оно желает оставлять лучшего. Те исполнители и музыканты, которые обращаются к нам за помощью, зачастую приносят не жизнеспособную программу, а довольно сырой материал...

Выходит, дело в том, что некого раскручивать? Вовсе нет. Специалисты говорят, что в Бресте полно хороших солистов и команд, из которых можно сделать «конфетку». Как вариант - тот же ансамбль «MUZZART», который работает при филармонии. Дело в другом. Большинство исполнителей сегодня не могут достойно представить свой продукт. Они не имеют ни стартового капитала, чтобы раскрутиться (наши спонсоры пока не рискуют инвестировать в это дело), ни хорошей инструментальной базы, ни, тем более, возможности записаться на профессиональной студии. С этого, в принципе, и планирует начать свою продюсерскую деятельность областная филармония - предоставить тем, кто стремится на большую сцену, перво-наперво возможность записаться не просто в хороших - в идеальных условиях.

Собственная студия звукозаписи (кстати, одна из лучших в республике) появилась в филаморнии после реконструкции. Правда, работает она пока еще в тестовом режиме. Прежде чем пригласить сюда будущих «звезд», всю аппаратуру должны проверить и испытать, как ракету перед запуском в космос. Благо теперь в филармонии есть высококлассный специалист, которому нестрашно вверить дорогостоящее оборудование, а заодно и судьбы начинающих артистов. У звукорежиссера Ильи Курочкина большой опыт, раньше он работал в Польше и России.

- Наша студия будет универсальной, - подчеркивает замдиректора филармонии по гастрольно-концертной деятельности Владимир Крутиков, - чтобы здесь могли записаться музыканты абсолютно разных направлений: рок-группы, классические коллективы, эстрадные исполнители: как вокалисты, так и инструменталисты. И в первую очередь, конечно, мы будем ориентироваться на наш рынок, то есть на брестские команды, продвигать именно их. Но и от сотрудничества с теми же поляками или украинцами тоже не откажемся. А вот россияне вряд ли к нам поедут, ведь у них самих сегодня сколь угодно возможностей...

Планируется, что студия звукозаписи заработает уже через пару месяцев. Это будет первый шаг к так называемому продюсированию. Дальше - больше. Филармония станет помогать артистам и с организацией концертов: обеспечивать аппаратурой, режиссировать программу (если в этом будет необходимость), предоставлять площадку. С последним пунктом, к слову, в настоящий момент и возникает больше всего проблем.

- Артиста можно продюсировать, когда ему есть где выступать, - рассуждает директор филармонии Игорь Рубацкий. - А сегодня Брест по большому счету не имеет хорошего концертного зала. Да, есть общественно-культурный центр, хорошо оснащенный технически, но имеющий довольно скромное количество посадочных мест. На этом - всё. Зал во Дворце профсоюзов давно требует реставрации и современного оборудования. А наши спортивные площадки - Ледовый, «Виктория» - вовсе не предусмотрены для проведения концертов, особенно акустических.

Еще один болевой момент, как уже отмечалось выше, - отсутствие спонсорской помощи. К сожалению, людей, готовых вкладывать деньги в никому не известных артистов и ждать, когда зажжется новая «звезда», у нас можно по пальцам пересчитать. Но в филармонии не теряют надежду на то, что ситуация поменяется, если на горизонте появится качественный продукт - артист, на которого люди захотят пойти, настоящая бомба.

Кстати

На сайтах почти всех областных филармоний (кроме Витебской) мы нашли это громкое словосочетание «продюсерский центр». В Могилеве он называется «Ступени» и с 2006 года занимается поиском молодых талантов, имеет свой собственный творческий проект «Лестница в небо». В Гродненской филармонии продюсерский центр создан в 2007 году, два раза в год он проводит отбор молодых исполнителей - и в итоге лучших из них берет под свою опеку, обучая их актерскому и вокальному мастерству. В Гомеле продюсерский центр «ARTbiz», как написано на сайте, предоставляет услуги промоушна (то есть раскрутки артиста), а также возможность записаться в профессиональной студии.

Яна БУЦКЕВИЧ, солистка эстрадной студии «Ступени» Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина:

- Думаю, это замечательная идея - создать продюсерский центр в Бресте. Главное, чтобы она претворилась в жизнь. Брестчина богата на таланты. А чтобы реализовать себя, они стараются уехать в столицу, как минимум. А теперь оказать поддержку и помощь в развитии смогут и у нас. Талантам нужно помогать, а бездарности, как говорят, пробьются сами. Что касается профессиональной студии звукозаписи - это очень нужно! В Бресте профессиональных студий раз-два и... обчелся. И иногда творческим коллективам приходится ездить за пределы города, чтобы записать качественную «плюсовку». Профессионалов и знающих свое дело людей в нашем городе много, поэтому я желаю данному проекту процветания и скорейшей реализации, а музыкантам - вдохновения и творческих побед!

Александр КРИВОНОСОВ, лидер группы Байки BY:

- Продюсерский центр - это хорошая задумка, но кто в нем будет работать? У нас нет «матерых» продюсеров, в области им просто делать нечего. Да и в целом в Беларуси, в том же Минске, это не тот рынок, и не тот формат, соответственно не те деньги, которые крутятся в России, например. Я лично вижу выгоду от этого центра для тех коллективов, которые хотят попробовать свои силы именно здесь, у нас в области, и ведь это тоже не мало. Самое главное - у этого центра должно обязательно быть свое FM-радио, которое хотя бы по области должно четко лоббировать интересы наших исполнителей. Я не хочу сказать, что «Радио Брест» не крутит «своих» - мой проект Байки BY хорошо ротируют, но для четкой работы НАСТОЯЩЕГО продюсерского центра должно существовать «дочернее» радио, а в лучшем случае еще и свой музыкальный канал.

Автор Елена ДАНИЛОВА, газета Заря