Какие тайны скрывают камеры хранения в брестских магазинах?

5  Марта 2013 г.  в 13:03 : Тайный покупатель

Какие тайны скрывают камеры хранения в брестских магазинах?Несколько месяцев назад поутру в дискаунтере, расположенном в Бресте рядом с остановкой городского транспорта "Улица МОПРа", случился скандал. Женщина с большими авоськами требовала у работников магазина объяснить, почему ячеек в камере хранения закрыто значительно больше, чем в зале находится покупателей. Случилось это как раз в то время, когда наша молочная продукция уходила десятками тонн в Украину. Женщина высказывала свою версию. Мол, в закрытых ячейках продавцы прячут дефицитный товар для тех, кто его перепродаст в соседней стране и поделится потом с ними наваром.

Чем закончился этот конфликт - сказать не могу, потому что на ожидание развязки времени не было. Но буквально на днях ситуация повторилась. На этот раз в магазине "Ассорти-3" по улице Краснознаменной. Покупатели, переступившие его порог во время открытия, обнаружили, что свободными остались только нижние, очень неудобные для пользования ячейки. А более полутора десятков были закрыты. Почему? Какие тайны хранились за закрытыми дверцами? Дежурный по торговому залу (которого чаще всего называют охранником) только развел руками: мол, ничем помочь не могу - ячейки закрыты потому, что унесены ключи прежними покупателями. Возможно, у кого-то здесь остались личные вещи, кто-то унес ключ по рассеянности, перед этим закрыв камеру.

Как выяснилось в разговоре, подобные ситуации случаются нередко. И у каждой интересная история - порой курьезная, иногда не совсем. Перед нынешним новым годом школьник оставил в ячейке пакет со спортивной формой и пришел за ней с мамой только пятнадцатого января. По ее словам, ребенок заболел. А когда выздоровел и стал собираться в школу в одном из карманов его одежды был обнаружен ключ от камеры хранения. Вот и пришли за спортивной формой. Буквально накануне 23 февраля мужчина оставил папку с производственной документацией. И вспомнил о ней только после празднования этой даты. Был очень благодарен работникам магазина, что важные бумаги ему вернули в целости и сохранности.

Но истории историями, а камеры хранения приносят тем же дежурным по залу немало серьезных проблем. Особенно, когда по какой-то причине покупатели "увели" ключи, или не появляются за своими вещами несколько дней. Как при этом должны поступить работники магазина, что предпринять? Для вскрытия ячеек создается специальная комиссия в составе нескольких человек, которая должна составить протокол по поводу того, какие конкретные вещи были забыты, и изъять их для дальнейшего хранения в другом месте. Но даже если ячейка оказалась пустой - необходимо менять замок на новый, так как неизвестно, с какой целью был унесен прежний ключ и не воспользуется ли им кто-то для воровства вещей других покупателей. Но, как выяснилось в ходе изучения данной ситуации, так поступают далеко не везде. Кто-то использует запасные ключи, кто-то подбирает из имеющихся с целью экономии средств на покупку нового замка.

Эта экономия может однажды обернуться очень большими проблемами. Потому что известно немало случаев, когда ключи уносили не по рассеянности, а с совершенно иными целями. И еще. Далеко не везде разработана внутренняя инструкция по срокам изъятия вещей из ячеек. Разве это нормально, когда в одном магазине заявляют, что хозяина оставленных вещей ждут несколько дней, в другом - срок ожидания растягивают на недели. Все это должно быть регламентировано, оговорено и отработано. Дабы не только быстро улаживать конфликтные ситуации с прежними забывчивыми посетителями, но и не создавать проблем новым покупателям.

Чтобы узнать, как в данном плане обстоят дела в больших магазинах, я побывал в ОАО "Брестский центральный универмаг". Именно он стал в свое время первопроходцем в плане организации самообслуживания, апробировал первым многое из того, что сегодня в торговле считается обыденным и само собой разумеющимся. Сколько человек его посещает ежедневно - сказать сложно. В определенной степени об их количестве можно судить по числу покупок. В среднем за день с приобретенным товаром из ЦУМа выходят несколько тысяч человек. Многие из них пользуются камерами хранения. Все помещения оборудованы видеонаблюдением.

Именно оно, действующее в режиме реального времени и ведущее запись, фиксирует все происходящее в торговых залах. В том числе и работу ячеек для хранений вещей. Благодаря чему удалось разрешить немало спорных ситуаций. А главное, считает начальник службы охраны Виталий Пахущий, принимаемые меры помогают обеспечить безопасность покупателей и продавцов, а также выявить тех, кто посягает на чужое имущество в камерах хранения, пробует вынести из магазина неоплаченный товар, что периодически случается. Здесь разработана внутренняя инструкция по вскрытию ячеек и продуманы моменты, касающиеся безопасности людей при изъятии неизвестно кем оставленных вещей. В наше время эти меры не излишни.

Но вернемся к началу нашего разговора. Так прячут ли продавцы в камерах хранения дефицитный товар для своих знакомых и перекупщиков? Подтвердить это сегодня невозможно. Тем более, нынче цены у нас и в Украине на многие молочные товары мало чем отличаются. Вывозить их стало невыгодно. А несколько закрытых ячеек по моей просьбе в одном из магазинов все-таки открыли. Они оказались пустыми. Похоже, тайна закрытых ячеек кроется в банальном: дежурные по залу, которые несут ответственность за камеры хранения, стараются открытыми оставлять минимум ячеек. От остальных ключи прячут, надеясь на то, что рассеянные покупатели их меньше унесут. И второй вариант: руки не доходят до тех ячеек, где из-за отсутствия ключей надо менять замки. Все это стоит денег. А их теперь все стараются экономить.

P.S. Интересную историю по поводу камер хранения рассказали работники Брестского автовокзала. Несколько лет назад здесь выявили, что одной из ячеек, где находятся вещи - одежда и что-то другое, никто не пользовался больше месяца. Содержимое ее изъяли и приняли на длительное хранение. Хозяин объявился спустя два года. Принес справку, что освободился из мест лишения. Увидев сохраненные вещи, был безмерно благодарен работникам автовокзала. Что поделаешь: жизнь есть жизнь.

Автор - Адам ТОБОЛИЧ, газета Заря