Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Дневной доход брестского попрошайки позволяет провести ночь в казино

7  Февраля 2013 г.  в 13:08 : Благотворительность

Дневной доход брестского попрошайки позволяет провести ночь в казино

Многим из нас, воспитанным со школьной скамьи на лермонтовском стихотворении о несчастном нищем, которому кто-то бездушный положил в руку камень, далеко не чуждо сердоболие. Это, пожалуй, фундамент нашего милосердия, основой которого являются христианские ценности. Ведь не случайно и сейчас, и 200 лет назад подаяние просили у врат в святую обитель. Но, увы, за два века нравы изменились настолько, что те, кто в наши дни стоит на паперти, вряд ли вызвали бы у Лермонтова столько эмоций. Знатоки утверждают: это занятие давно превратилось в хороший заработок, причем наскрести здесь можно как на бутылку дешевого вина, так и на ночь в увеселительном заведении.

Гримерка в подворотне

Еще летом, когда я делал репортаж о работе патрульно-постовой службы, меня привлек мальчик лет десяти, который в летнем кафе просил у отдыхающих деньги. Мальчуган выглядел крайне непрезентабельно. Чумазое личико, рваная футболка... Словом, не подавший ему просто обязан был ощутить себя крайне непристойным типом. Впрочем, мой порыв патрульные быстро охладили:

- Это цыганенок, из каменецких, - сообщили ребята. - С деньгами у него и у его родителей все в порядке. Работа такая.
- Но бледность, чумазое лицо, рваная одежда... - парировал я.
- Об ухоженности человека говорят три вещи, - возразили они мне, - аккуратная стрижка, чистые ногти и обувь. Если на ноги еще можно надеть рваные кеды, то ногти и, тем более стрижку, не подделаешь...

И правда. Пацаненок был аккуратно подстрижен, руки выглядели вполне чистыми...

- Лицо можно испачкать грязью в любом дворе, - продолжали милиционеры, - а дырки на футболке... Приглядитесь: рвань от старости или зацеп за острый предмет выглядят совсем по-другому. А тут словно парень получил несколько пулевых ранений. Дырки проделаны искусственно, словно гвоздем.

Словом, налицо был обычный костюм нищего, подобно тому, который Кисе Воробьянинову за минуту сделал Остап Бендер: истоптал обычную одежду, нанес грязь на лицо и все... Остальное – актерское мастерство: «Господа, я не ел пять дней». Смущала меня, правда, славянская внешность парня, но уже потом в инспекции по делам несовершеннолетних мне рассказали, что цыгане очень быстро ассимилируются на той территории, где живут какое-то время, так что в светлых волосах цыган нет ничего удивительного. В Бресте они, по данным милиции, все чаще на гастролях.

Приезжают из Каменца, Барановичей и даже из Бобруйска. Живут, спекулируя на малолетних детях, подаяниями, но отнюдь не бедствуют. И здесь нет никакой национальной дискриминации. При всем уважении к цыганам, зарабатывающим на жизнь вполне честным трудом, стоит отметить и наших соотечественников, выбирающих схожий путь.

Стасик

В минувший четверг в Бресте прошла очередная операция «Бомж», которая организуется раз в сезон. Для тех, кто не в курсе, - это спецмероприятие, которое проводят сразу несколько ведомств: милиция, социальные службы, здравоохранение, общественные организации. Цель – сугубо благотворительная. Отловить бездомных, накормить их, помыть, переодеть, провести разъяснительные беседы и отпустить назад, на волю. По данным областного УВД, в этот раз было выявлено 74 человека без определенного места жительства, в том числе 28 - в Бресте, 19 - в Барановичах, шесть - в Пинске. Что характерно, преступников и нарушителей среди них не выявлено. Следовательно, не трудно сделать вывод: питаются они за счет попрошайничества и, что характерно, далеко не все действительно бомжи.

- Большинство из тех, с кем мы имеем дело, имеют жилье и прописку, - говорит заведующая отделением территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района Бреста Татьяна Матук. – В этот раз было установлено девять человек по району. Из них только трое были без прописки. Остальные имеют прописку и место жительства. Просто каждого в притон или на паперть толкает своя ситуация.

Историй действительно много. Есть и печальные. Например, Василий. Мужчина слабохарактерный, со средним специальным образованием. Ситуация, оказывается, типичная: жена выгнала из дома, приведя к себе любовника. Он уехал к родственникам в Украину, но и там не прижился. Вернулся в Брест, запил и, как говорится, понеслось... А с некоторыми суровые супруги поступают еще более подло: просто меняют замок на входной двери. Вышел, как говорится, в магазин - и остался бомжем. А попытаешься силой вернуться в квартиру – еще и милицию вызовут за хулиганство. Иные после такой ситуации как-то находят компромисс, но есть случаи, когда человек просто уходит на улицу. Дальше – пьянство и паперть. Невероятно, но факт!

Впрочем, далеко не у всех, просящих подаяния, столь грустная судьба. В том же собесе Ленинского района прекрасно знают Стасика. Известного молодого попрошайку, срубающего, как говорят в его кругах, приличный куш. Рассказывают о нем и в Ленинском РОВД: «В этот четверг Станислава снова привели во время операции, - комментирует заместитель начальника РОВД Александр Кугач. – Парню 26 лет, игроман из многодетной семьи. Он мог бы вполне зарабатывать трудом, но ему стоять на ул. Пушкинской и просить милостыню, видимо, проще. Зато, насобирав за день приличную сумму, ночами он спускает деньги в игровых клубах...»

Есть и другие случаи. Например, несколько лет назад одного пожилого попрошайку рано утром к зданию Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина привозили на дорогой иномарке. Поздно вечером забирали домой. В последнее время его, правда, милиционеры не встречали. Возможно, тот просто умер.

- Просят они громко на кусок хлеба, - говорит Александр Кугач. – Честно говоря, несколько раз, идя с работы домой, в штатском, я доставал из пакета булку и протягивал таким вот просящим. Так некоторые откровенно мне ее чуть ли не в лицо кидали...

- Я как-то дала хлеб нищему, который стоит частенько в районе ЦУМа, - продолжает Татьяна Матук. – Однако вместо черного он может попросить и батон... Не сильно, видимо, голодает... Мы думаем, как им помочь, а они, похоже, чувствуют себя в своей тарелке. Помню случай, как во время операции «Бомж» пытались подстричь одного из таких мужчин. Так он сильно возмутился, мол, руки прочь, его стрижет хороший парикмахер!..

- Подсчитать, сколько эти люди зарабатывают в день, трудно, - говорит Александр Кугач. – У каждого свои цели. В большинстве своем, конечно, на спиртное. И они не стоят на паперти целый день. Набрал нужную сумму, например, на бутылку вина, и – свободен. Кроме того, могу сказать с уверенностью: попрошайка от голода никогда не умрет. Он всегда найдет, где поесть. Многие, знаю, подкармливаются на задних дворах кафе. А вот на «дозу» уже нужно выпросить.

И к счастью протянем руки

Судя по тому, что ни в Уголовном, ни в Административном кодексах наказания за попрошайничество и бомжевание нет, можно сделать вывод, что на законодательном уровне проблема как таковая не рассматривается. С другой стороны, если различные службы все же пытаются участвовать в жизни этих людей, никто на этот вопрос глаза не закрывает. И все-таки: что делать дальше?

- В советское время был закон о тунеядстве, - говорит Татьяна Матук. – За бездельничанье можно было схлопотать принудительные работы. Сейчас тех, кто не хочет работать, к станку не поставишь...

- В центре занятости мы можем найти работу любому, - продолжает Александр Кугач. – Только зарплаты там низкие, а дисциплина и контроль высокие. Стоять с протянутой рукой проще. Хотя закон о тунеядстве сегодня трудно вернуть. Нынче многие зарабатывают деньги, не выходя из дому. Не говоря уже о тех, кто, например, «челночит» в Польшу... Нам хотя бы внедрить практику, как в Минске, где есть что-то типа ночлежки для таких людей. Их собирают там на несколько суток, переодевают, кормят, стараются оформить документы. С ними работают врачи и даже психологи. Как у нас во время операции «Бомж».

Цена свободы

Во время операции «Бомж» психолог действительно работает с этими людьми. И... четкого решения проблемы тоже не видит.

- Далеко не все бомжи рады нашей акции, - говорит социальный психолог Ирина Плисюк. – У людей, опустившихся за нижнюю планку социума, своя психология. Некоторые изначально выросли в неблагополучной среде, у них отсутствует чувство стыда - они и могут спокойно стоять с протянутой рукой. Другая часть попрошаек – люди, которые в силу разных причин лишились работы, жилья или семьи, – у них тоже отсутствует психологический барьер, для них не важно мнение прохожих. Ну, и, наконец, - профессионалы, которые таким способом зарабатывают на удовольствия.

Для многих жизнь за чертой, действительно, намного привлекательнее, чем бытие в обществе. Моя знакомая Валентина Юхнюк с ужасом рассказала о своем знакомом:

- Жил в двухкомнатной квартире с женой, потом жена его выгнала за разгул. Он, хлопнув дверью, ушел на улицу Советскую. Пил, жил в заброшенных домах и подвалах. А недавно я встретила его в центре города в компании таких же дружков. Удивилась: мол, как ты так жить можешь? А он в ответ: еще лучше, чем дома! Поели, выпили, переночевали и – полная свобода!

Выбор есть. У каждого

Просить милостыню – изобретение не только отечественное. Попрошайки есть во всем мире. Во многих странах общество строго дифференцировано. Богатые – в престижных кварталах, нищие – в своих районах, бомжи, соответственно, - за чертой оседлости, например, под мостами. У нас, как уже говорилось, тунеядцев когда-то тоже выселяли за город, но времена свободы настали, а общество не столь ярко разбито на классы, как на Западе. Остается искать свой вариант решения проблемы.

на фото - постоянное место "дислокации" женщины, которая с риском для жизни просит милостыню у остановившихся автомобилистов

Дневной доход брестского попрошайки позволяет провести ночь в казино


Очевидно одно: стать бомжем и оказаться на паперти в нашей стране можно только по собственному желанию. И для этого нужно сильно постараться. Но даже тем, кто попал на самое дно, постоянно протягивают руку помощи. Впрочем, похоже, наших попрошаек больше всего устраивает рука дающего, которая, согласно христианской морали, не оскудеет. И действительно, с точки зрения православия, не подать просящему у входа в церковь означает заочно обвинить его в пьянстве. А подать – избавить, возможно, от более тяжкого греха, например, воровства, в которое он может удариться, дабы раздобыть заветную бутылку.

Впрочем, последнее слово здесь все-таки за дающими, ибо те, у кого нет лишних денег в семейном бюджете и графе «на личные расходы», имеют право на отличное от милосердного мнение. В любом случае решать каждый должен сам.

Анекдот в тему

Парень идет по подземному переходу и вдруг видит бомжа, сидящего у стеночки, и думает: «Вот я иду домой, а этот человек сидит тут в грязи».
Решил подойти. Приближается к бомжу и говорит:
- Мужик, вот люди ходят в этом переходе, все суетятся, спешат по своим делам, а ты сидишь тут с этой бутылкой и бычком, как же так?
Бомж медленно отхлебывает глоток пива, делает блаженную затяжку и отвечает:
- Понимаешь, парень, иногда можно себе ни в чем не отказывать.

Александр МИТЮКОВ, Заря