В Бресте прошли съемки фильма «Святитель-хирург»

5  Февраля 2013 г.  в 21:00 : Музыка, кино, музеи, выставки

В Бресте прошли съемки фильма «Святитель-хирург»

Уже во второй раз Брест снялся в кино в роли... Ташкента. Летом 2010-го наш аэропорт изображал ташкентский в первом художественном фильме о Высоцком «Спасибо, что живой». И вот дежавю. На днях съемочная группа из Киева приехала к нам за узбекским эпизодом для картины «Святитель-хирург». Ташкент - город, в котором почти 100 лет назад жил и работал выдающийся врач Валентин Войно-Ясенецкий, известный еще как архиепископ Лука. О нем снято немало документальных фильмов, но это будет первый художественный. Мы пообщались с режиссером картины и побывали на съемках.

Биография с вымыслом

- Честно говоря, до фильма я практически ничего не знал о святом Луке, - признается режиссер и сценарист фильма Александр Пархоменко. - Нет, возможно, что-то читал, но просто не подозревал, насколько интересной, даже парадоксальной была судьба у этого человека...

Днем он спасал жизни людей на операционном столе, а вечером читал проповеди. Врач и священник. Лауреат Сталинской премии, которую получил за свои открытия в медицине, и одновременно обладатель высшей церковной награды - бриллиантового креста. Бог наградил его сразу несколькими талантами (Войно-Ясенецкий известен и как живописец), а в придачу нелегкой судьбой. Святитель Лука был трижды репрессирован за антисоветскую деятельность, провел в ссылке в общей сложности 11 лет. Только в начале 2000-х его имя реабилитировали, а его самого Православная Церковь причислила к лику святых.

- Идея снять фильм пришла от продюсеров, - говорит Александр Пархоменко. - Они предложили прочитать материал, и я нашел эту историю достойной экранизации. О таком человеке, каким был святой Лука, нужно делать кино. Для тех, кто интересуется духовной жизнью, и для тех, кто далек от этого. Ведь такие фильмы обогащают нас, делают добрее...

В картине будет много цитат из Библии и из трудов самого Луки, обещает режиссер. Архиепископ Лука оставил богатое наследие - 15 томов проповедей. Врач Войно-Ясенецкий - тоже: 55 научных трудов, которые до сих пор используют хирурги. А еще сохранилось множество его живописных работ.

Сценарий фильма Александр Пархоменко писал не сам, он - один из соавторов. Говорит, что многое подсказали родственники святителя Луки. Съемочная группа лично с ними не встречалась - все консультации получала по телефону. Мы спросили у режиссера, сколько же в картине будет правды, а сколько художественного вымысла.

- Это, прежде всего, художественное кино. Конечно, оно построено на биографических фактах. Но кое-где они смещены во времени. Для того, чтобы фильм был цельный, чтобы мы могли рассказать какую-то историю, показать сущность этого духовного человека...

Фильм будет снят в новелльной форме. То есть на экране отразятся самые важные жизненные этапы героя. Например, его решение стать духовным лидером. Известно, что религиозные взгляды хирурга Войно-Ясенецкого укрепились после смерти любимой супруги. Анна, заболевшая туберкулезом, рано ушла из жизни, оставив мужа с четырьмя детьми...

Жену Войно-Ясенецкого играет в картине актриса Екатерина Гусева. А его самого - Виталий Безруков (отец звезды российского экрана Сергея Безрукова). В одном из интервью Безруков-старший отмечал свое внешнее сходство с персонажем. Режиссер не отрицает, что это стало определяющим при выборе актера на главную роль. А в молодости Луку сыграет украинский актер Андрей Саминин. Он, кстати, и приехал на съемки в Брест.

Хочу в кино!

Итак, съемки. Еще за месяц до них режиссер Александр Пархоменко лично наведывался в Брест, чтобы выбрать, говоря киношным языком, локацию. Идеальное место нашли - локомотивное депо, что на станции Брест-Восточный.

- Это депо соответствует духу времени, - поясняет режиссер. - По сценарию у нас двадцатые годы прошлого века. Здесь подходящая атмосфера. К тому же у вас сохранились поезда того времени, что для нас также немаловажно.

В день съемок на улице льет как из ведра. Но непогода не пугает статистов. К условленному времени на окраину города к ремонтным мастерским подтягивается массовка. Человек сто тридцать. И в основном молодежь. В толпе лишь изредка мелькнет седина.

«Финно-угоров», которых искала съемочная группа в Бресте, пока нет. Студенты из Туркменистана, претендующие на эту роль, еще плохо знают город и «потерялись» где-то на полпути. На съемочную площадку они прибывают последними. Сияют, как звезды на голливудской аллее славы. Еще бы! Кого-то из них покажут в кино!

Перед тем как отправить статистов в руки к костюмерам, съемочная группа еще раз оценивает каждого из них. Самого старшего из массовки - дедушку с палочкой – киношники вежливо просят отправиться домой. «Тут придется много бегать, - посвящают они его в сценарий, - а вы не сможете».

«Актрис» в массовке нет. Роли исключительно мужские. Сегодня одним суждено примерить форму белогвардейца, другим - крестьянские кожушки, а кому-то достанется образ интеллигента в пальто. Как повезет!

Вячеславу Шелесту и Геннадию Белько, считайте, уже повезло. Это их первый фильм. И сразу - роль со словами. Кто именно из этих двух счастливчиков заговорит в кадре - пока неясно. Режиссер вручает одну на двоих бумажку с текстом. Актеры репетируют, стараются.

А тем временем режиссер Александр Пархоменко не придирчиво, а как-то по-отечески оценивает работу костюмеров. Кстати, некоторые статисты явились на съемки в своих костюмах и даже со своим реквизитом. В основном, это участники военно-исторического клуба «Гарнизон». Кое-что из домашних заготовок режиссер одобрил, а что-то и забраковал. Он чрезвычайно внимателен к деталям. То пояс просит сменить, то головной убор. И так во всем - события нужно воспроизвести исторически достоверно. Поэтому локомотивное депо тоже «наряжают» под стать тому времени. Декорируют дверь под старину, устанавливают печку-буржуйку и даже вытягивают на съемочную площадку пулемет.

- Какой эпизод снимаете? - интересуемся у режиссера, пока еще не дана команда «Мотор».

- Сцену в депо, куда сгоняли арестантов: всех подозрительных, скажем так, контрреволюционеров, представителей интеллигенции для того, чтобы разобраться по доносам. А дальше уже тройка решала судьбу каждого...

Брест – не первый белорусский город, где проходили съемки «Святителя-хирурга». Часть материала украинцы, например, сняли в Строчицах – в музее белорусского быта под открытым небом. Но основной съемочной площадкой все-таки была Украина.

Режиссер отмечает, что фильм уже почти готов - отснято 90 процентов материала. После Бреста киношники отправятся в Киев, чтобы продолжить работу над картиной. Ждать остается недолго - премьера намечена на этот год. Фильм не ограничится лишь украинским прокатом. Его покажут и в России, и в Беларуси.

Елена ДАНИЛОВА, Заря


автор видео - Алексей Гапеев