В районе ЖД вокзала в Бресте появится общественно-культурное ядро

25  Января 2013 г.  в 16:50 : Недвижимость

В районе ЖД вокзала в Бресте появится общественно-культурное ядро

Объявлен конкурс на разработку лучшего эскизного предложения по застройке квартала Бреста, ограниченного улицами Ленина (существующий путепровод), Республиканской, Орджоникидзе и продолжением (створом) улицы Советской с учетом реконструкции вокзала. Если сказать о проекте двумя словами, архитекторам дано задание вдохнуть новую жизнь в железнодорожный вокзал Бреста, создать вокруг него такую инфраструктуру, которая могла бы стать визитной карточкой не только города, но и всей страны. Новый проект позиционируется как архитектурная доминанта на главном пути из Евросоюза в Беларусь.

В представленных на конкурс эскизных решениях нынешний вокзал остается как непреложная историко-культурная ценность; в каждый проект вписан новый автовокзал («перенесенный» в район улицы Орджоникидзе). Тем не менее, амбициозные планы направлены на создание своеобразного моста в будущее. Брестчане больше не хотят видеть вокзал местом ожидания поезда. Здесь должен зародиться самостоятельный организм, который привлечет жителей и гостей города ощущением комфорта. Будут построены торговые и развлекательные центры, появятся крупные стоянки для автомобилей, новые узлы общественного транспорта, кинотеатры, казино, боулинги и гостиницы. Предусматриваются парки и скверы. В район железнодорожного вокзала задумано – ни много ни мало – переместить «сердце» Бреста.

Разработка проекта была поручена трем творческим коллективам: ОАО «Брестпроект», ЧУПСП «Армиг» и ЧУПП «Студио-А3». Так как в «Брестпроекте» над вокзалом будущего трудились две авторские группы, всего архитекторы представили 4 эскизных предложения, каждое из которых интересно по-своему. В настоящее время специалисты рассматривают предложения, чтобы определить победителя. Проект-лидер будет взят за основу дальнейшей разработки с участием его авторского коллектива.

А какому из вариантов отдаете предпочтение вы?

1. «Зеленая страна»

Доминанта проекта Ю. Пруделюка и Е. Лизогуба – высотный общественно-культурный центр.

В творческой мастерской «Армиг», приступая к проекту (авторы Михаил Гайдукович, Виктор Хромов, Виктор Воробей при участии Александра Яроцевича), наотрез отказались от стекла и бетона, полагая, что Европу этим не удивишь. А удивить хотелось бы. Знаковым элементом будущей застройки предприятие «Армиг» посчитало образ Беларуси как страны с чистой природой, богатой полями, лесами и озерами. Эскизное решение получило название «Зеленая страна».

«Зеленая страна», обращенная к пригородному вокзалу.
«Зеленая страна», обращенная к пригородному вокзалу.

Авторы обратили внимание на то, что примыкание будущего квартала к пешеходному мосту обуславливает его восприятие преимущественно сверху – с высоты птичьего полета. А в таком случае большое значение приобретает архитектура крыш. Некоторые крыши спроектированы с фонарями верхнего света, газонами, дорожками и площадками для отдыха и обзора. По крышам можно будет ходить! А с высоты существующих мостов откроется вид на разноуровневые постройки – зеленые «холмы».

В настоящее время вокзал хорошо просматривается только с путепровода и пешеходного моста. Склады и другие объекты вдоль путей создают хаотическое обрамление ансамбля вокзала и застройки улиц Орджоникидзе, Кижеватова, закрывают восприятие этой территории с центра города. Коллективу показалось важным «раскрыть» застройку, снести вспомогательные железнодорожные пути и постройки на улице Орджоникидзе. На освободившейся территории подразумевается разместить новый автовокзал, троллейбусную станцию, стоянки автобусов и легковых автомобилей. Создать привлекательную зону не только для пассажиров авто- и железнодорожного транспорта, но и для горожан: возвести многозальный кинотеатр, кафе, боулинг. В полузаглубленной и частично накрытой площади должны появиться места для отдыха и мелкой торговли, здание казино и ресторана...

Самые крупные «холмы» с пешеходными дорожками на крышах спроектированы в застройке улиц Республиканской, Кижеватова, Спортивной, Косой, то есть со стороны частной застройки, обращенной к пригородному вокзалу. Планировка этого пространства решена по принципу системы пешеходных улочек, «стреляющих» на шпиль железнодорожного вокзала. Акцентом застройки послужит высотный жилой комплекс, который появится на углу улиц Республиканской и Брестских Дивизий.

Транспортные объекты «Зеленой страны» вынесены к железнодорожным путям. Зона вдоль улицы Орджоникидзе отдана пешеходам. Улица К. Маркса продлена до будущей троллейбусной станции, а Советская проходит к проектируемому автовокзалу. Таким образом появляется единое пространство: центр города – вокзал – район нынешней частной застройки, обращенный к пригородному вокзалу.

2. «Подкова»

В темное время суток «Подкова» будет особенно эффектна.

Рабочее название проекта ЧУПП «Студио-А3» (авторский коллектив возглавляет Алексей Андреюк) – «Подкова». Это грандиозное сооружение, которое должно «зависнуть» над существующими железнодорожными путями и платформами. Каре оловянное, стеклянное, металлическое. Если смотреть на башню под звездой с существующего моста, подкова фланкирует, огибает главную доминанту вокзала с двух сторон и подчеркивает въездную зону.

В темное время суток «Подкова» будет особенно эффектна.
В темное время суток «Подкова» будет особенно эффектна.

Со стороны восточной части города, через Пионерскую, Шоссейную, с поворотом на Козловичи, левее городской больницы № 1 (бывшей железнодорожной) задуман мощный путепровод. Двигаясь в этом направлении, можно сразу попадать на парковочный уровень «Подковы», расположенный на четвертом этаже. Идея такая: приезжаешь из города, оставляешь машину под куполом стеклянно-металлического сооружения на охраняемой парковке. Не выходя на улицу, спускаешься на эскалаторе к поезду и едешь куда вздумается.

Четвертый этаж единым пространством уходит в Брест-холл. В Брест-холле сконцентрирована выставочная территория, где работают представительства всех фирм Бреста (и Беларуси?). По задумке авторов, здесь можно приобретать товары, производимые в нашем городе и одновременно заключать сделки с представителями фабрик, заводов, других юридических лиц. Чтобы Брест-холл не превращался в ярмарочную площадь, торговые и бизнес-секции задумано перемежать с маленькими кинозалами, кафе и даже фитнес-центрами.

Из холла в эскизном проекте проложен мост к гостинице, которая замыкает улицу Советскую и становится ее завершающей доминантой. Главная пешеходная улица Бреста вся на изгибах, каждый из которых имеет знаковую визуальную точку. Новая гостиница будет последней точкой на брестском Арбате. Фишка проекта – из Брест-холла в гостиницу предлагается идти по прямому мосту, а его будет огибать лук, по форме повторяющий лук из герба города. Пройдя по мосту, попадешь сразу на 5-й этаж гостиницы; нижние этажи будут выполнять технические функции. Здание задумано в виде треугольника – так, чтобы из каждого номера открывался вид на центр города – пешеходную улицу и прилегающие территории.

«Подкова» создана таким образом, что человеку, отправляющемуся в путь, необязательно смотреть на градусник. При желании он сможет не выходить под открытое небо. Попав в объятия «Подковы», можно совершить выгодную сделку, пообедать в ресторане или кафе быстрого питания, посидеть в сауне, посмотреть кино, приобрести понравившийся образец известного бренда «Брестский трикотаж», перейти в гостиницу по крытому мосту и насладиться видом вечернего Бреста.

3. «Деликатное предложение»

Доминанта проекта Ю. Пруделюка и Е. Лизогуба – высотный общественно-культурный центр.

Скромно – бюджетным предложением – определили свой проект Юрий Пруделюк и Евгений Лизогуб. Авторы предлагают свои фишки, которые могли бы сформировать незабываемый образ общественно-культурного центра и стать основой для создания визитной карточки Бреста.

Доминанта проекта Ю. Пруделюка и Е. Лизогуба – высотный общественно-культурный центр.
Доминанта проекта Ю. Пруделюка и Е. Лизогуба – высотный общественно-культурный центр.

Интересна идея создать на площади перед центральным вокзалом под землей двухуровневый торгово-развлекательный центр. Эта территория как будто изначально была несколько занижена и теперь, при новой планировке, без вреда для исторической застройки может быть смело приподнята. Возможно, на нижнем ярусе появится паркинг, на верхнем – торгово-развлекательный центр с кафе, игровыми залами, интернет-кафе. К небу объект будет выходить, к примеру, прозрачным куполом или другой эстетической деталью. Новое строительство в зоне центрального вокзала предполагает и высвобождение площадей существующего вокзала для расширения залов ожидания и – что очень любопытно – организации сквозного сообщения между зданиями.

На привокзальной площади пригородного вокзала планируется строительство бизнес-центра, культурного центра, торгового пассажа и паркинга. 14-этажное здание бизнес-центра призвано стать доминантой всего комплекса. Авторы «посадили» его очень деликатно – в месте пересечения улицы Брестских Дивизий с путепроводом, чтобы новодел был заметен, но не нарушал исторической застройки. Бизнес-центр должен включить гостиницу, ресторан и конференц-зал. Аккуратное здание культурного центра займет только 3 этажа в пространстве, но должно объединить кинозалы, концертный зал, библиотеку. Организация пространства в районе привокзальной площади в целом направлена на существенное оживление присоединенных некогда к городу территорий. Жители «Граевки» должны, наконец, почувствовать себя горожанами.

В структуру пешеходных связей вошли два проектируемых тоннеля и существующий пешеходный мост. Тоннель № 1 объединит узловые пространства: привокзальная площадь – центральный железнодорожный вокзал – автовокзал – центр города с выходом к остановке общественного транспорта. Пешеходный тоннель № 2 задуман как продолжение существующего и имеет выход к проектируемому торговому центру рядом с автовокзалом на улице Орджоникидзе.

Для разгрузки основного путепровода и обслуживания центрального вокзала авторы этой концепции предлагают восстановить «старый» фрагмент моста через железную дорогу по улице Ленина. Предполагается, что это облегчит движение в районе железнодорожного вокзала.

4. «Острова»

«Острова» со стороны ул. Орджоникидзе: автовокзал, семейно-развлекательный центр, узловая станция скоростного трамвая.

Романтикой веет от названия проекта, разработанного в архитектурно-конструкторском II отделе института ОАО «Брестпроект» (авторский коллектив: В.Г. Кескевич, А.И. Климовец, М.Л. Тумаш, А.Ю. Стасевич, М.М. Снитчук, А.В. Демидович, Н.Н. Добротворская). Авторы предлагают проект «Острова», где все пространство будет буквально «прошнуровано» нитями, связывающими центр города, железнодорожный вокзал и «Граевку». Здесь, по определению разработчиков, должно забиться «сердце» Бреста.

«Острова» со стороны ул. Орджоникидзе: автовокзал, семейно-развлекательный центр, узловая станция скоростного трамвая.
«Острова» со стороны ул. Орджоникидзе: автовокзал, семейно-развлекательный центр, узловая станция скоростного трамвая.

Принципиальным для «Островов» стала высота нового комплекса. Она не должна превышать доминанту вокзала – шпиль со звездой. Высокие элементы возникают в проекте только для «необходимой системы визуализации коммуникации города». Авторы предлагают разместить группу высотных (до 14-18 этажей) жилых домов в створе улицы Ленина на пересечении спуска путепровода с улицами Брестских Дивизий и Республиканской.

Конкурсное предложение состоит из нескольких объектов-«островов», объединенных «мостами» в широком смысле слова: один – подземный пассаж с торговыми точками (соединяет улицу Комсомольскую с проектируемым гостиничным комплексом, пересекая улицы Орджоникидзе и Кижеватова), второй – крытый подвесной мост с видовыми точками на здание старого вокзала (на месте существующего открытого пешеходного моста), третий – продленный существующий тоннель (гостиничный комплекс – новый автовокзал в створе улицы К. Маркса).

Со стороны улицы Орджоникидзе располагается общественный центр, включающий автовокзал, семейно-развлекательный центр (группу кинозалов, прокат велосипедов и скейтов, роллердром, боулинг). Между осями улиц Комсомольской и Советской расположен городской холл, который объединит универсальные залы для массовых мероприятий (на 5-10 тысяч посетителей), экспозиционные залы и фонды современного искусства, хореографические залы и т. п.

Очень оригинально предложение коллектива создать со стороны улицы Орджоникидзе узловую станцию скоростного трамвая, связывающего центры всех районов города. Таким образом авторы намереваются эффективно использовать существующие транспортные железнодорожные коридоры и их колеи – Восток, Южный, Аэровокзал и СЭЗ, Северо-Запад. По этим веткам предполагается расположить несколько промежуточных станций, к которым будут подходить маршруты общественного транспорта и такси.

Со стороны улицы Кижеватова возникнет таможенный комплекс, реконструируемый офисный центр вокзала; между улицами Кижеватова и Республиканской должен вырасти многоярусный гостиничный комплекс на 1500 мест с примыкающими торговыми площадями.

Автор: Татьяна Шеламова, Вечерний Брест