Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Интервью с Ростиславом Алиевым, автором книги "Брест.Июнь.Крепость"

18  Января 2013 г.  в 23:36 : Брестская крепость

Книга Ростислава Алиева и Ильи Рыжова подробно рассказывает об одном из наиболее драматичных эпизодов начала Великой Отечественной войны – обороне Бреста и Брестской крепости в июне 1941 года. Ранее мы публиковали информацию об этой книге, сегодня вашему вниманию интервью с одним из ее авторов, в котором вы, уважаемые посетители, найдёте ответы на вопросы о книге, почему, как и для чего она написана...


Интервью с Ростиславом Алиевым, автором книги "Брест.Июнь.Крепость"1. О войне и о крепости написано немало работ. В чем уникальность вашей книги? 

- В июле 1993 года я впервые посетил ЦАМО РФ. И тогда, в сезон-93, и позже, в сезон-94, я был там самым молодым. Остальные - ветераны войны (потом, кстати, в «Красной Звезде» встречал некрологи на некоторых из этих моих знакомых) и офицеры. Уже в первый же день работы с делами я понял, что все, что я когда-либо читал о Великой Отечественной, относилось к какой-то другой войне, а не той, что оставила эти вот (с невыцветшими все еще, кстати, чернилами) бумажки. В архивах – другая война. Не как в кино. Про эту, «архивную войну», книжек тогда практически не было, сейчас стали появляться, но их количество, несмотря на вроде бы ломящиеся от «военки» книжные полки, все же не так велико. А про большинство операций Великой Отечественной по-прежнему «архивной правды» так и не написано. И боюсь, уже не будет написано. Некому и не для кого.

 Теперь о крепости. Да, о ней написано много работ. Но! Вносящих что-то новое – и десятка не наберется. И почти все они созданы лет двадцать пять – сорок назад. А ведь с этого времени уровень знаний изменился очень сильно. И второе – все-таки работы создавались не на основе какой-либо архивной базы, а базировались на воспоминаниях советских участников боев, не избежавших как самоцензуры, так и «редактирования» авторами работ. В основу книги «Брест. Июнь. Крепость», как и в ранние мои работы, положены именно архивные данные - материалы и документы личного происхождения, как советские, так и немецкие. Советские источники (воспоминания) дополняют и детализируют картину, основанную на документах немецких штабов.

То есть первая заявка на «уникальность» - это именно архивный подход, со всеми вытекающими (объективность, детализация, всестороннее освещение). Будут ли сенсации? Скажу лишь, что специально мы к ним не стремились. Да, есть моменты, что оказались достаточно неожиданными. И так уже «официальная версия» подрасшатана, а тут еще… Отмечу, что именно «архивный подход», скрупулезность в рассмотрении деталей Обороны способны дать новое. Всесторонность? В данном случае это рассмотрение и тех вопросов, что оставались на периферии исследовательских трудов – национальный состав частей, размещавшихся в Брестской крепости, взаимоотношения «землячеств» и т.п., непростая политическая ситуация в Западной Белоруссии, и т. д. – словом, все, о чем сохранили информацию архивы. Итак, «Брест. Июнь. Крепость» - это архивная книга.

Вторая заявка на уникальность – это графическое наполнение работы. Например, используется более 600 фото из альбомов немецких солдат штурмовавших Брестскую крепость, где отражены, в том числе, и совершенно неизвестные детали боев, создан 3D макет крепости, на котором и будут показываться события. Насколько я знаю, аналогов в военно-исторической литературе (по крайней мере, в СНГ) такого подхода - нет

2. В книге очень много фотографий и иллюстраций. Скажите, как и откуда вы собирали эту информацию? Есть ли какие - либо уникальные снимки?

- Иллюстративный ряд книги – это, как я уже сказал, сотни фотографий из коллекции Ильи Рыжова (сделанных во время (или сразу после) штурма немецкими солдатами и офицерами). Такие фотографии сейчас можно вполне свободно купить на Интернет- аукционах. Я, честно говоря, поражен количеством имеющихся снимков. В книге - фото из фондов ЦАМО, немецких или австрийских архивов, а также поступившие из семей защитников крепости. Часть фото предоставлена выпустившим книгу брестским издательством «Полиграфика», в том числе – и благодаря сотрудничеству с МК БКГ. Говоря о графике книги «Брест. Июнь. Крепость», я бы особенно хотел отметить несколько схем, сделанных ветеранами 45 пехотной дивизии, штурмовавшими крепость. Они здорово помогли в работе. Уникальные снимки, да, есть. Но учитывая, что они сделаны противником – думаю, что многим будет тяжело их увидеть. Война вообще, если иметь в виду её суть – не развлечение, не чтение на ночь. И снимок кричащего от боли обожженного красноармейца, и испуганно бегущие пленные – в буклет, вероятно, не вставить…Меня вообще поразило – как немцы это все снимали. Смерть своих же товарищей…

3. Говорят, что "История-это всего лишь взгляд рассказчика". Можете ли вы считать свою работу объективной с точки зрения исторической объективности?

- Историческая объективность – настолько непростой термин, что я даже и не вспомню, что он означает…По каким критериям можно оценить работу, степень ее объективности? Количество и характер привлекаемых источников, например. То есть – есть ли «первичные» (исходящие от самих участников событий) данные, насколько они полные (то есть – охватывают ли все стороны события, созданы ли обеими враждующими сторонами и проч.) и т.д. Потом – как автор работает с источниками, как анализирует…Цель, поставленная нами, – это именно объективная работа. Насколько она достигнута, судить читателям.

4. Название книги "Брест. Июнь. Крепость". Объясните его.

- Это книга – о бое за Город и его Крепость в Июне. То есть – несмотря на то, что центром событий является, конечно же, Оборона Брестской крепости, достаточно внимания уделено и предвоенной атмосфере в Бресте, и событиям, происходившим в городе, когда туда вступили немецкие войска. Вообще, «Июнь» и «Брест» темы гораздо менее исследованные, но ничуть не менее интересные, чем «Крепость». У нас имелось, конечно, не так много возможностей, по сравнению с брестскими краеведами, но кое-что и мы попытались сделать. 

5. Издание получилось не дешевым. Скажите, что в этой книге особенного, что может привлечь читателя? Если бы Вы рекламировали эту работу, какой основной довод привели?

- Часто стоимость какой-либо вещи оценивается по размерам вложенных в нее средств. И иногда, да – вещь хорошая, но из-за каких-либо проблем создатели не смогли вложить в нее столько, сколько планировали, и тогда вынуждены идти на какие – либо компромиссы. Так вот это – бескомпромиссная книга. Мы вложились именно настолько, сколько нужно было, чтобы сказать – да, вот такая цель нами ставилась (амбициозная цель!), и мы ее достигли, несмотря на все затраты. То есть, с одной стороны, «БИК» - это высочайший уровень графического сопровождения, с другой – отнюдь не «буклеточный», а полноценный, максимально детализированный, тщательно проработанный текст. Это такой текст и графика о Бресте -41, какие еще не создавались ранее!

6. Может ли книга, основанная на документальных, исторических фактах, стать бестселлером? Что для этого нужно на ваш взгляд?

- Отмечу, что бестселлер – это все-таки тиражи от 100 000 экземпляров…. При упоминании военно-исторических бестселлеров мне, прежде всего, приходят на ум Валентин Пикуль и Пауль Карелль. Наверное, и книга «Брестская крепость» Сергея Смирнова была в их числе. Думаю, что изначальная суть бестселлера – это ориентация на как можно более широкие слои читателей: это диктует и язык повествования, и тему. Однако подчас бестселлер – это и достаточно вольное обращение с фактами, главное – чтобы было интересно, чтобы покупалось, чтобы «позвончее». Нет, наша книга – не бестселлер: это скрупулезное, подчас занудное исследование, в основу которого положена именно безусловная точность и достоверность. 

7. Что интересного смогут открыть в вашей работе местные жители Бреста?

- Как и все, они увидят другую историю Обороны. Вспомнят то, что было забыто, узнают то, что пытались забыть. Но, кроме того – наверное, им будет любопытно, как описывают предвоенную атмосферу в городе и нравы его жителей далекие от Бреста «москали»…

8. Можно ли сказать, что Ваша книга предназначена для узкого круга специалистов и увлеченных крепостью любителей?

- Однозначно, что это не покетбук и не книга для чтения в электропоездах. Да, читать ее нужно внимательно, сверяя текст с примечаниями и иллюстрациями. В то же время текст книги максимально облегчен, учитывалось, что его будут читать и те, кто ранее не был знаком с историей Обороны. В то же время думаю, что книга, наверное, все-таки для тех, кто читал и Сергея Смирнова, и другие книги об Обороне, но хочет узнать ответы на те вопросы, что там не нашел. Там, кстати, возникает много вопросов… Вообще, ощущения тайны, загадки – одно из наиболее сильных мест книги Смирнова. Да, наверное, книга не для «узкого круга специалистов», но все-таки для людей увлеченных. Делать какой-либо глянцевый «ликбез» показалось нам неинтересным.

9. Книга будет иметь продолжение? Расскажите о нем.

- Если Вы о втором томе «Брест. Июнь. Крепость», то, скорее, это не продолжение, а именно третья часть книги - "Крепость". (1-я и 2-я части "Брест" и "Июнь" - в первом томе). Третья часть – это описание собственно боя. Перед читателями предстанет совершенно новая картина событий – это главное. Именно там, в третьей части, и наибольшее число архивных фото, схем, 3D реконструкций. Многие интересующиеся уже, наверное, читали «Штурм Брестской крепости» - в «Крепости» гораздо больший уровень детализации, гораздо больше внимания уделено действиям именно советской стороны. Драма Июня проявляется там наиболее полно. Отмечу, что у нас есть фото, где запечатлена сдача защитников именно того сектора крепости, где находились Фомин и Зубачев, и, возможно, что среди выходящих пленных – именно они.

10. Вы живете в Сибири. Откуда у вас возник интерес к Бресту и истории крепости?

- Да, Сибирь, суровый край, тут мало увязаны. В школе вообще с ума сходил по доколумбовой эпохе Латинской Америки. Вообще «романтичным юношам» (а я был именно таким) советской эпохи, вне географического их местонахождения, было, пожалуй, невозможно не заинтересоваться «тайной Брестской крепости». Тайн тогда было мало, но эта была в свое время подана столь талантливо, что оказалась заложена в наш культурный код…И код сработал году в 2003-м, когда, как в свое время Смирнов, я почувствовал «тайну». Она никуда не делась. И даже – по ряду обстоятельств – стала еще сильнее. Так и начал копать. 

11. Сложно ли работать вдали от объекта исследования? С какими трудностями приходилось сталкиваться?

- Дело в том, что до 2009 года я жил в Москве, где, собственно говоря, и написал свою первую книгу – «Штурм Брестской крепости». Но столица, если у тебя нет сильной поддержки, на самом деле место малоприспособленное для подобных занятий. И поэтому я уехал еще дальше от Бреста – в глубины Западной Сибири. И это оказалась полезно для творчества. Мало искушений, никто не отвлекает…Илья Рыжов живет в Москве и «московский фронт» успешно закрывал. Трудности? Барьеры сейчас, когда они преодолены, не сразу и вспомнишь. Отмечу, пожалуй, лишь то, что мы рассчитывали на большую помощь со стороны сотрудников МК БКГ, чем ту, которую от них получили. Хотя, конечно, надо признать, что причины тому были – в конце концов, как известно, любую тайну кто-то же должен охранять.

12. Как затронула война вашу семью?

- Война в семейной легенде – это, прежде всего, нечеловеческие испытания в тылу. Голод, голод, и дикая нищета. На войне погиб только брат прадеда, остальные вернулись. Дед умер в 2002 году. Он как-то рассказывал, что они «одного» поймали и задушили – то ли немца, то ли русского…Кто-то из кустов по ним стрелял, вот и поймали. Я все выпытывал: – «Дед, ну, а как душили-то? Вот ты что сам делал? Как душил?». Он то отшучивался («за ногу держал»), то просто молчал…Потом уже я понял, что те, кто воевал, чаще всего молчат. 

13. Что можете пожелать Вашим будущим читателям, которых, надеемся, будет не мало по всему бывшему СССР?

- Интереса к истории своей страны. Человек, который интересуется чем-то, рано или поздно начинает читать. Чем больше он читает, тем больше ему хочется читать что-то действительно качественное, а не скороспелки. Интерес же к своей истории, сохранение ее – это наш безусловный долг перед ушедшими поколениями.

Интервью взял Юрий Грудовик, специально для портала Виртуальный Брест