Рок-тусовки лучше американских вечеринок, считает руководитель управления культуры

3  Декабря 2012 г.  в 20:49 : Музыка, кино, музеи, выставки

Рок-тусовки лучше американских вечеринок, считает руководитель управления культуры

Престиж прирастает культурой
Рок-тусовки лучше американских вечеринок, считает Сергей Панасюк

Недавно управление культуры облисполкома возглавил новый руководитель Панасюк Сергей Борисович, пришедший с должности начальника отдела культуры Брестского райисполкома. Представляем новое должностное лицо в ответах на наши вопросы.

- Каким предстало пред вашим свежим взглядом вверенное культурное поле? Следует ли ожидать новых посевов и всходов?

- В новой должности я всего два месяца, и хотя задумки у меня грандиозные, поделиться конкретными планами смогу лишь тогда, когда будет близко их воплощение. Конечно, буду опираться на достаточно мощный фундамент, созданный моим предшественником Григорием Бысюком. Мой девиз и в культуре, и по жизни «Не революция, а эволюция». То есть не разрушение, а развитие. Не надо шарахаться из стороны в сторону, нам есть на что опираться и из чего расти. 

Рок-тусовки лучше американских вечеринок, считает руководитель управления культуры - Но в общих чертах о задумках скажете?

- Вместе с тем, что следует уделять больше внимания нашим сложившимся коллективам, представляющим Брестчину на уровне республики и шире, хочется искать и находить новые формы и способы вовлечения под наше крыло молодежи. Все же ребят нужно как-то отвадить от таких видов досуга, как, например, «американские» вечеринки, которые сейчас на слуху. Считаю, если те же рок-тусовки и рок-фестивали будут проводиться цивилизованно, эти мероприятия помогут объединить молодежь в более культурном духе.

- То есть в области вкусов вы, как повелось в культурной сфере, намерены идти на поводу не лучших стереотипов? Почему сразу на подхвате рок, когда в реальности многие молодые люди не чужды потребности в более благородных жанрах?

- И эстрадное, и фольклорное направления в Брестской области весьма хорошо развиты. А вот те ребята, которые играют живую, нетрадиционную музыку, несколько потеряны в организационном плане. Но раз есть такие интересы, пусть они станут определенным направлением с признанным правом на существование.

- Отнюдь не приветствую эстетику коллектива «Дай дарогу!», но в связи с вашей озабоченностью сразу вспоминается недавний запрет их концерта в клубе «Сфера»…

- А кто с нашей стороны их запрещал? Вы видели этот запрет? На БЭМЗе, насколько знаю, их выступление состоялось. Но та частная организация, что осуществляла концерт, не оформила необходимых документов. Наверное, лучше вовремя проявить свое законопослушание, чем нагнетать необоснованные страсти. Кстати, по имеющимся сведениям, намечавшийся концерт состоится в ближайшее время.

- Сколько работающих в Брестской области художественных коллективов финансируется из госбюджета?

- Это только те коллективы, которые имеют звание народных или образцовых, и таковых на сегодняшний день 280.

- Не скажете, отчего сложилась такая недостаточность в занятиях народными танцами? Знаю, что многие родители хотят приобщить своих детей к этому досугу, но им отказывают из-за переполненности кружков и коллективов. В «свободной продаже» в основном танцы живота да хип-хопы…

- Проблема действительно есть, и я с ней знаком. Прежде всего народный танец – достаточно тяжелое направление в хореографии. Подготовленных специалистов хронически не хватает, и те после отработки распределения норовят уехать в крупные города. А затраты на концерты таких коллективов? Если эстраднику достаточно надеть стринги и топик…

- То есть скорее раздеться, чем одеться…

- Да, и он уже готов к танцу, то сценический фольклорный наряд стоит от 5 до 10 млн рублей. И таких костюмов требуется сменить несколько вариантов. Плюс на заднем плане нужно разместить коллектив музыкантов…

- Среди культурных упущений наибольшей драмой мне представляется состояние нашего драмтеатра им. Ленинского комсомола. Он поддерживает свой имидж преимущественно за счет фестиваля «Белая Вежа». Парад флагов бывает раз в год, и на него тратятся основные силы и средства, а что мы имеем для культурного потребления не для шумихи, а на каждый день? Зачем ставить спектакли самим, вместо того чтобы привлекать действительно талантливых режиссеров и наконец наладить у себя «дома» полноценную творческую жизнь?

- На сегодняшний день директор драмтеатра передо мной не поднимал никаких проблем, кроме вопросов ремонта, который ведется в театральном здании. Но готов с вами поспорить в том смысле, что знаю этого руководителя уже лет 15-20 как человека, благодаря которому брестский театр получил звание академического, и самому директору никто не присвоил бы звание заслуженного деятеля искусств, если бы он этого не был достоин. Сейчас театральный коллектив приехал с гастролей в Минске. Разве это не свидетельство его плодотворной работы?

- Я-то говорю о художественном уровне постановок… Но согласна – вопрос спорный. Значит, и дальше будем вкладывать бюджетные деньги в авральные съезды чужих театров, вместо того чтобы по-настоящему обустроить собственный?

- К счастью, у нас есть фестивали, которые являются культурными брендами нашего города. Благодаря тому, что съезжаются коллективы со всего мира, Брест знают далеко не только в нашей республике. Достаточно где-нибудь за границей произнести «Белая Вежа» или «Январские музыкальные вечера», и собеседник сразу знает, что это Брест. Такие визитные карточки стоят того, чтобы их всячески поддерживать. И сколько продлится мое руководство, и, думаю, при том, кто будет после меня, эти фестивали должны продолжаться. Кстати, у нас на подходе уже 25-й, юбилейный фестиваль «Январские музыкальные вечера»…

- Фестиваль фестивалю рознь. Детище Лилии Батыревой – это высокая музыка со всем ее положительным влиянием. Тогда как большинство привозимых спектаклей, простите, не достигают ни ума, ни сердца, потому что подбираются по некоему весьма странному критерию. Это я к тому, что культура от идеологии объективно неотделима, как бы общественная мода ни диктовала предать это понятие забвению. У вас в этой сфере есть принципы? Например, нельзя ли как-то облагородить репертуар кинотеатров, показывать хоть раз в квартал достойные ленты, способные вернуть в залы вменяемого зрителя?

- В начале ноября в Беларуси проходил кинофестиваль «Лістапад». Демонстрировалось немало лент белорусского производства, над которыми надо и размышлять, и сопереживать героям. Но сегодня мы должны предоставлять услуги на разные вкусы. Недавно демонстрировали премьерный фильм про вампиров, и залы кинотеатров «Беларусь» и «Мир» были заполнены. Рейтинговым лентам даже не нужна реклама – на них и так пойдет зритель. А для воспитательных программ среди детей и старших школьников у нас есть отдельное время, когда показываются и документальные фильмы, и кино белорусского производства… А вообще, прокатный репертуар лучше обсуждать с директором киновидеообъединения, который ведает этой сферой.

- А что обсуждать? В кино, как и в театре, наблюдается кампанейщина, когда проведенным раз в год фестивалем прикрывается недостаточность хорошего проката на повседневные нужды или хотя бы на человечный фильм для ума и сердца раз в месяц. Кстати, такое кино следовало бы предварять внятной рекламной кампанией. Растяжка между столбами и афиша – это не реклама, а всего лишь информация. Настоящая презентация хорошего фильма с участием прессы и обсуждением общественности состоялась, по-моему, после премьеры ленты Никиты Михалкова «Двенадцать».

- Искусства на одном уровне быть не может. Вот вы покупаете диск определенного певца или композитора. Там записано 12 произведений, но из них рейтинговых будет только три…

- Если хорошего много не бывает, вы же не считаете, что к нему не надо и стремиться. Наверняка с вашими свежими задумками культурная жизнь Бреста и области обретет новые грани. Все-таки финансовая и моральная подпитка – мощный стимул. На что в близкой перспективе пойдут бюджетные деньги в сфере культуры?

- Одно из значимых направлений работы управления культуры – заботиться о восстановлении нашего прошлого. Нам надо знать, кто мы и откуда, при этом хотелось бы иметь что показать и туристам. Поэтому из республиканского бюджета выделены средства на реставрацию дворца Пусловских в Коссово, на восстановление усадебного дома Немцевичей в Скоках. В Бресте ведется строительство интереснейшего здания театра кукол, аналогов которому в Беларуси нет. Ремонтируется здание драмтеатра, готовится сдача первой очереди реконструкции здания областной филармонии.

- В общем, культурная жизнь продолжается и местами даже начинается в новом качестве. Что весьма отрадно, ведь ключевой вопрос в творчестве – «как?» Но сначала все-таки – «для чего?».

Тамара Глущенко. Фото Николая Чеберкуса. "Вечерний Брест"