Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

"Призраки" Свято-Симеоновского собора в Бресте

15  Ноября 2012 г.  в 19:38 : История города Бреста

Информация о том, что в Бресте, на территории Свято-Симеоновского собора при проведении земляных работ были обнаружены захоронения, взволновала многих. Не секрет, что Брест буквально стоит на костях, так как пережил немало войн и потрясений. И многие известные нам места, к примеру территория стадиона Локомотив, в свое время были ни чем иным, как кладбищем. До сих пор в разных местах города нет нет, да и откопают останки.

И вот новый случай не просто в центре города, а на территории собора. Посетитель портала Виртуальный Брест еще в начале этого года сделал коллаж по типу знаменитых "призраков" Брестской крепости, который показывает, где именно у существующего храма было кладбище. Наверняка, это далеко не всё, но так или иначе, даёт некоторое представление о ситуации.

"Призраки" Свято-Симеоновского собора в Бресте

Кроме этого, этот же автор прислал две архивные фото:

"Призраки" Свято-Симеоновского собора в Бресте

"Призраки" Свято-Симеоновского собора в Бресте

В дополнительных материалах вы найдёте несколько ссылок по данной теме, они достаточно любопытны. Особо стоит обратить внимание на материал История Бреста в фотографиях.


Оказалось, про кладбище у стен собора известно давно. Еще в 2009 году газета Вечерний Брест опубликовала материал, приводим его...

"Призраки" Свято-Симеоновского собора в БрестеЛет двадцать назад к настоятелю Свято-Симеоновского собора отцу Евгению Парфенюку обратились два гражданина Германии, сопровождавшие гуманитарный груз. По поручению они передали священнику фотографии, запечатлевшие густые ряды немецких могил на территории церковного двора. Подлинность снимков не вызывала сомнений: во дворе, слева от входа в церковь, включая тротуар и проезжую часть прилегающего рукава проспекта Машерова (при расширении дороги соборную территорию хорошо усекли), по сей день покоятся останки солдат вермахта. Визитеры оставили красивый дубовый крест, попросив обозначить им место военного захоронения.

Отец Евгений оказался в ситуации. Взять на себя такое он не мог, и отказывать было не по-христиански. Отложил решение до субботней службы, во время которой адресовал вопрос пастве. Прихожане в один голос ответили: «Не ставить!» Тогда настоятель завернул крест в полиэтилен и бросил на чердаке над трапезной.

С тем, что стало с немецкими крестами после освобождения Бреста в 1944 году, сомневаться не приходится. Аркадий Бляхер, фронтовой путь которого начался под Сталинградом, еще тогда, в 1942-м, увидел судьбу такого до педантизма аккуратного кладбища: едва армия Паулюса оставила щели и укрытия, бойцы, не дожидаясь приказа, сломали кресты и, побросав в костер, грели над огнем руки. Как свидетельствует брестчанин Збигнев Журавлев, летом 1944-го тоже обошлись без церемоний: кресты посносили, холмики сравняли.

Константин Тарань, встретивший оккупацию 13-летним мальчишкой, утверждает, что первые кресты были из неошкуренной березы и смотрелись красивее фабричных. Вероятно, в июне 1941-го, в канун похода на восток, подразделениям обеспечения негоже было сбивать дух солдат погребальными приготовлениями, да и наверняка не ожидали немцы такого количества потерь.

О том, что снабжение поначалу не поспевало за боевыми действиями, можем судить из записи от 26 июня 1941 года в дневнике бравшего крепость оберфельдфебеля Эриха Краузе: «Меняем белье из комплектов, оставленных Красной армией. Вечером будет штурм». Относительно белья приходит на ум другой документ — признательное заявление арестованного командующего 42-й стрелковой дивизией генерал-майора Ивана Лазаренко: «…22 июня 1941 года при отходе из Бреста я не уничтожил склад обмундирования (1500 компл.) и мат. части (24 орудия 45 мм и 12 орудий 76 мм)…»

Основная часть захоронения вокруг собора выросла в первые дни, после чего на всем протяжении оккупации главным кладбищем считался городской парк. Пехотинцу Алоису Цвайгеру, брошенному в мясорубку восточного фронта зимой 1943 года 18-летним новобранцем, потом всю жизнь вспоминался слышанный у открытых могил мотив «Был у меня товарищ» или «Снимем каску, чтобы помолиться». На кресты надевали каски погребаемых, нередко с пробоинами того или иного калибра — безмолвными свидетельствами солдатской участи.

Про каски на первых могилах у собора вспоминал и брестчанин Петр Козик (судя по фотографии из коллекции Александра Пащука, через какое-то время их снимали). К погибшим в первые дни войны потом добавлялись умиравшие в госпиталях либо заканчивавшие жизнь при обстоятельствах, о которых трудно догадаться. Козик вспоминает, что у собора покоились две молодые немки, медицинские сестры («швэстэр», как тогда говорили). Вероятно, это был результат трагической случайности: отправлять фрау на передовую абсолютно противоречило принятым в вермахте правилам; на линии огня помощь раненым оказывали сослуживцы либо санитары-мужчины. Другой случай: ближе к концу оккупации немец-строитель из стоявшего в здании русской гимназии подразделения организации Тодта (желтая форма, на рукаве нашивка со свастикой в белом круге) внезапно наткнулся у собора на могилу родного брата…

Василий Сарычев

Дополнительные материалы по теме: