4 ноября традиционно отмечается День работников гражданской авиации – профессиональный праздник всех причастных к воздушным перевозкам специалистов. О том, как встретит его аэропорт «Брест», расположенный, кстати, на территории Брестского района, чем живет он сегодня и как планирует развиваться, корреспондент «Зари над Бугом» узнал у Михаила СКРОБКО, начальника Брестского филиала государственного предприятия «Белаэронавигация».
- Михаил Николаевич, прежде всего, позвольте поздравить Вас и предприятие «Белаэронавигация» с наступающим профессиональным праздником – Днем работников гражданской авиации. В начале нашей беседы хотелось бы узнать, как Вы пришли в профессию.
- Это случилось еще в 1980 году, когда после окончания Рижского летно-технического училища гражданской авиации по распределению я пришел на работу в Брестский аэропорт. Позже закончил Киевский инженерный институт, так что сегодня у меня сразу два «импортных» диплома.
- Почему Вы решили связать свою жизнь с авиацией?
- С детства каждый из нас хочет кем-то стать и выбирает ту или иную профессию. Я сделал выбор в пользу своего любимого дела и вот уже 33-й год не жалею об этом.
- Расскажите вкратце, что же включает в себя понятие «гражданская авиация»?
- В любой стране вся авиационная сфера делится на авиацию государственную и гражданскую. Первая включает в себя военную авиацию, МЧС и авиацию других подобных ведомств. В свою очередь, гражданская авиация – это, прежде всего, перевозки пассажиров и грузов.
- Какие службы аэропорта «Брест» делают возможной подобную деятельность?
- Наш аэропорт, как и многие другие, представляет собой довольно сложную и вместе с тем слаженную систему. Сегодня обеспечивают работу аэропорта десять служб разного профиля. В первую очередь, следует сказать об управлении воздушным движением, ведь именно благодаря диспетчерам возможен прием и отправка воздушных судов на нашей взлетно-посадочной полосе. В связке с УВД действует служба радиотехнического обеспечения, которая осуществляет коммуникацию диспетчеров с экипажами самолетов. Порядок на аэродроме поддерживает служба эксплуатации, а служба спецтранспорта помогает не только в уборке, но и осуществляет, например, подвоз пассажиров непосредственно к трапу самолета. Как и на других стратегических объектах, у нас есть своя служба ГСМ, которая занимается заправкой воздушных судов и остальной техники аэропорта. К слову, обслуживанием пассажиров занимается специальная служба сервиса. Важный аспект работы аэропорта «Брест» – его безопасность. Поэтому ее обеспечивают сразу две службы – авиационной безопасности и противопожарное подразделение. Поскольку аэродром является объектом режимным, доступ сюда разрешен только сотрудникам, имеющим такое право. В свободном доступе находится только здание аэровокзала, сюда может попасть каждый желающий. Кроме того, прибывающие в аэропорт могут разместиться в нашей гостинице, рассчитанной на 50 мест.
- И сколько сотрудников трудятся во всех службах?
- Их 180 человек, включая администрацию и руководящий состав. Хочу отметить, что все наши сотрудники имеют специальное образование – среднее или высшее. А все диспетчеры владеют английским языком на уровне не менее четвертого, что соответствует всем международным стандартам. Особенно приятно то, что совсем недавно наш коллектив пополнился семью молодыми специалистами с высшим образованием. В основном же, его костяк за долгие годы работы сформировался наилучшим образом, поэтому проблем, к примеру, с передачей опыта молодым сотрудникам не возникает.
- Какие рейсы сегодня выполняются при участии Брестского аэропорта?
- В настоящее время мы работаем только по чартеру. В основном, это грузовые рейсы, которые выполняют большегрузные самолеты вроде ИЛ-76 или АН-12. На протяжении всего 2011 года мы принимали грузовые суда в рамках программы ООН, следовавшие в Афганистан. Хочу сказать, что география грузовых рейсов не ограничивается одним континентом – мы принимаем самолеты практически со всего мира. Принимает аэропорт «Брест» и чартерные рейсы разного рода делегаций. Однако, к сожалению, регулярных пассажирских рейсов сегодня у нас нет. В прошлом году из Бреста можно было долететь до Калининграда, а этим летом – в Турцию и Египет. Пока мы проводим маркетинговые исследования на предмет востребованности перелетов в направлении Москвы и Калининграда. Если наши ожидания подтвердятся, в 2013 году воздушное сообщение снова свяжет российскую столицу и самый западный город России с Брестом. В случае, если турагентства вновь будут предоставлять нам организованные группы, мы сможем осуществлять перелеты в наиболее популярных туристических направлениях, вроде Турции, Туниса или Египта.
- Суда какого типа могут быть приняты Брестским аэропортом?
- В принципе, все наиболее распространенные самолеты и вертолеты могут приземлиться на нашей взлетно-посадочной полосе длиной 2620 метров и шириной 42 метра. Исключение составляют только особо крупные суда, вроде «Боинг-747» и «Боинг-777». Поэтому в Брест может прилететь самолет или вертолет практически любого класса, остановиться здесь на одной из 10 стоянок и получить высококлассное обслуживание.
- В чем заключается уникальность Брестского аэропорта?
- В его потенциале, который я описал в ответе на предыдущий вопрос. Кроме того, его географическое расположение можно назвать одним из основных достоинств. Благодаря этому, мы можем принимать большое количество рейсов с западного направления, а затем отправлять их дальше, на восток. К слову, заслуживает внимания и здание аэровокзала аэропорта «Брест», открытое в 1986 году. Оно было спроектировано Брестским проектным бюро и в миниатюре повторяет здание Национального аэропорта. Не каждый белорусский город может похвастать таким вокзалом. Кстати, он имеет статус историко-культурной ценности и охраняется государством.
- Но если потенциал аэропорта «Брест» столь велик, почему он не используется в полной мере?
- В советское время жизнь здесь кипела, ежедневно из Бреста вылетало примерно 16 рейсов в направлении многих союзных городов. С течением времени государства бывшего СССР становились независимыми, соответственно, необходимость в подобных перелетах стала постепенно отпадать, а объем перевозок – сокращаться. Согласитесь, не так просто попасть в соседние западные страны по причине визового режима. К тому же, Брест не такой большой город, следовательно, и рынок авиаперевозок здесь не слишком емкий по сравнению с тем же Минском, где население скоро превысит 2 миллиона человек. К тому же, это столичный город, что также дает о себе знать, особенно в сфере международных перевозок.
- Но аэропорт продолжит свою работу?
- Безусловно. В наших ближайших планах – капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы в соответствии с новыми правилами Международной организации гражданской авиации, а также требованиями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Продолжится и поддержание основных фондов в исправном состоянии: это и радиотехнические, и светотехнические приборы, а также оборудование для обслуживания пассажиров.
- Как вы встречаете свой профессиональный праздник?
- Традиционно мы не только сами получаем поздравления от коллег и генерального директора, но и чествуем своих работников. Их ждут премии, а двое наших сотрудников – Сергей Мирончик и Михаил Гордей – отправятся в Минск, где им будут вручены Почетная грамота и Благодарность от департамента по авиации.
- Еще раз примите поздравления с Днем работников гражданской авиации, а также наилучшие пожелания чистого неба и безопасных полетов!