Состояние внутреннего и въездного туризма в Брестской области не соответствует потенциалу - КГК

31  Октября 2012 г.  в 12:56 : Брестская область

Состояние внутреннего и въездного туризма в Брестской области не соответствует имеющемуся потенциалу. Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе Комитета государственного контроля Беларуси.

В Бресте состоялось заседание коллегии Комитета государственного контроля Брестской области, на котором проанализировано состояние туристической отрасли региона, обсуждены перспективы развития. Рассмотрены также вопросы эффективности использования государственных средств, выделенных на реализацию мероприятий Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, иных государственных и региональных программ в сфере туризма на территории региона. В заседании приняли участие представители Комитета госконтроля Беларуси, Министерства спорта и туризма, Госкомимущества, Белстата, других республиканских органов управления, райисполкомов Брестской области.

Анализ исполнения госпрограммы за 2011-2012 годы показывает, что ряд ее целей к 2015 году в Брестской области может быть не достигнут. Так, по сравнению с 2010 годом количество иностранных организованных туристов, посетивших регион в 2011 году, увеличилось всего на 2,3%, в то время как к 2015 году число визитов иностранцев в Беларусь должно возрасти более чем в 1,6 раза.

Доведенные на 2011 год показатели по темпам роста экспорта и объема туруслуг (в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года в размере по 120%) фактически выполнены на 117,8% и 52,3%. К 2015 году экспорт туристических услуг должен увеличиться в 3,5 раза, выручка от оказания туристических услуг - в 2 раза. Показатель по экспорту туруслуг выполнен лишь четырьмя райисполкомами (Брестским, Жабинковским, Ивацевичским и Пинским), а по росту объемов туруслуг - только одним (Березовским райисполкомом).

Отмечено, что состояние внутреннего и въездного туризма в области не соответствует имеющемуся потенциалу. Въездной туризм в основном формируется за счет санаторно-курортных и оздоровительных организаций, гостиниц. Вместе с тем на Брестчине имеется 25 объектов, которые могут применяться в туристических целях, но не используются.

Только после проведенной Комитетом госконтроля области проверки не использующаяся длительное время база отдыха "Белое озеро", находившаяся в безвозмездном пользовании в ОАО "Брестская трикотажная фирма "Элма", передана на баланс ГПУ "Республиканский заказник "Прибужское Полесье" для использования по назначению. Из 36 объектов туристической индустрии так и не начаты работы по строительству (реконструкции) на пяти объектах, хотя на трех из них срок начала выполнения - 2011 год, на двух – 2012-й.

В прошлом году не освоено Br87 млн. бюджетных средств, выделенных на реконструкцию объекта туристического показа "Ансамбль кляштора картузианцев" в г. Береза.

Израсходованные на строительство четырех автостоянок с площадками отдыха в Каменецком и Пружанском районах средства республиканского бюджета в размере свыше Br7 млрд. отражены в статистической отчетности как использованные на маркетинг туристических услуг.

Недостаточно результативно развивается в регионе водный туризм. На Брестчине более 80 водных объектов, в том числе 17 крупных озер и водохранилищ, 12 рек и каналов, по которым возможно передвижение маломерных судов в туристических целях. Несмотря на существующие условия для развития водного туризма, в регионе практически отсутствуют объекты его инфраструктуры. Не созданы цивилизованные порты, пристани и причалы, средства размещения, лодочные станции, комфортные подъездные пути, а также объекты по оказанию сопутствующих услуг (прокат группового/индивидуального туристического снаряжения и инвентаря для активного отдыха (прогулочные и походные лодки, байдарки, каяки, водные велосипеды).

Нет пока и субъектов хозяйствования, готовых работать в этой сфере и располагающих необходимым водным транспортом и материально-технической базой. На водных магистралях Брестчины эксплуатируется всего три многоместных пассажирских теплохода, устаревших морально и физически.

Потенциал историко-культурного наследия Брестской области используется слабо. Препятствием для развития этого вида туризма является неудовлетворительное состояние инфраструктуры, начиная от таких ее элементов, как дороги, и заканчивая самими объектами показа.

Существует ряд проблем в придорожном сервисе. Так, внесенные в Генеральную схему развития придорожного сервиса на республиканских автодорогах до 2015 года места для расположения объектов находятся, как правило, на землях сельскохозяйственного назначения или лесного фонда. Вместе с тем местные исполнительные органы не наделены полномочиями по предоставлению участков из земель сельхозназначения.

Кроме того, объекты придорожного сервиса, с одной стороны, крайне немногочисленны, а с другой, - даже имеющиеся не отличаются безупречным обслуживанием. Например, каждым третьим проверенным субъектом придорожного общепита не соблюдался ассортиментный перечень, имелись факты реализации некачественной продукции.

Основным фактором, сдерживающим развитие гостиничного бизнеса, является то, что объекты не соответствуют международным стандартам. На 1 января нынешнего года в Брестской области насчитывалось 65 гостиниц, из них всего семь сертифицированы (на категорию "2 звезды" - две, "3 звезды" - четыре, "4 звезды" - одна). В отдельных гостиницах не соблюдались минимальные требования по материально-техническому обеспечению, обязательные для отнесения к какой-либо категории.

На внутреннем рынке Брестчины наблюдается дефицит белорусских сувениров. Например, производимая РПУП "Брестская фабрика сувениров "Славянка" продукция отсутствует даже в таком знаковом мемориальном комплексе, как "Брестская крепость". В гостинице "Интурист" вообще не продают сувениров. Отсутствует система по реализации местной сувенирной продукции не только на объектах историко-культурного наследия, но и на предприятиях туриндустрии (на объектах питания, размещения, досуга).

По итогам заседания коллегией КГК Брестской области будут приняты решения и внесены предложения, направленные на совершенствование законодательства в сфере агроэкотуризма; упрощение порядка выдачи виз иностранным туристам; ужесточение требований к туристическим организациям, привлекающим иностранных автоперевозчиков; обновление водного транспорта и восстановление судостроительной индустрии; создание пунктов проката туристического снаряжения для отдыха на воде.

Заинтересованным ведомствам предложено провести инвентаризацию состояния объектов историко-культурных ценностей и принять исчерпывающие меры по обеспечению их сохранности. Инициирован пересмотр Генеральной схемы развития придорожного сервиса до 2015 года на республиканских дорогах. Будет изучена возможность расчета иностранцами в валюте на всех объектах придорожного сервиса. Необходимо расширение ассортимента и улучшение качества продукции объектов общественного питания, создание системы по реализации отечественной сувенирной продукции. Целесообразно совершенствование методики оценки туризма с учетом мирового опыта, развитие инфраструктуры охотничьих хозяйств.