Жалуемся по-новому. За строкой закона о работе с обращениями граждан

28  Января 2012 г.  в 09:19 : Политика, власть, оппозиция

Жалуемся по-новому. За строкой закона о работе с обращениями граждан

Законопроект «О работе с обращениями граждан и юридических лиц» еще на стадии разработки вызвал много споров и пересудов. Одни считали, что он защищает лишь чиновников, другие говорили, что создает слишком много прав для жалобщиков. Но как бы там ни было, закон приняли, и 22 января (прямо с воскресенья) он начал действовать. Давайте посмотрим, кто же выиграл в матче «чиновники – заявители»?

1:0 – в пользу населения

Помимо предусмотренных ранее письменной и устной форм, закон ввел электронную форму обращений. Во многих государственных органах и других организациях имеются официальные интернет-сайты, электронные адреса, потому вполне логично, что обращение может быть направлено соответствующим службам в электронном виде, что, согласитесь, весьма удобно и оперативно. Заявителю лишь нужно правильно свое письмо оформить.

Необходимо указать фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства или работы. Вместо личной подписи человек должен сообщить адрес своей электронной почты. Рассматриваться будут только те письма, которые поступили на адрес электронной почты учреждения или же были оставлены в специальной рубрике (типа: спрашиваете – отвечаем) на официальных сайтах организаций. На жалобы, появляющиеся на различных форумах, действие закона не распространяется.

Ответы на письма, полученные по Интернету, направляются на адрес электронной почты заявителя. Однако закон не исключает возможности обратной связи в письменной форме. Если вы хотите, чтобы организация выслала вам ответ на бумажном бланке, то, согласно новому закону, ваше пожелание выполнят. Кроме того, такое решение может принять и руководитель госоргана или другой организации, куда вы обратились.

Свои требования есть и к оформлению ответов на электронные обращения. Сканировать для них официальные бланки или подпись руководителя нет необходимости. Достаточно указать фамилию, имя, отчество либо инициалы должностного лица, уполномоченного подписывать ответы на обращения.

Если же вы недовольны ответом на свое электронное обращение, то имеете полное право обратиться в эту же организацию повторно и все выяснить во время личного приема.

1:1 – счет сравняли чиновники

Одним из нововведений закона стало предоставление права по решению руководителя государственного органа либо другой организации применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) во время личного приема. Данная норма, как поясняют официальные лица, направлена как на защиту прав граждан, так и интересов госорганов и организаций, поскольку эта мера позволит исключить бездоказательность жалоб на злоупотребления чиновников, грубость и некомпетентность во время личного приема. Однако ведение аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки лицом, пришедшим на прием, законом не предусмотрено, а значит, не разрешено. Получается, что чиновники в данном вопросе все же выигрывают.

Хотя записывать или снимать на видео разговор без ведома посетителя они не смогут. Заявитель о «фотосессии» должен быть поставлен в известность заранее. В случае, если человек не согласен вести беседу под контролем, он может отказаться от устного общения и подать свое заявление в письменной или электронной форме.

1:2 – жалобщикам не повезло

Чиновники не любят «профессиональных жалобщиков» – тех, кто постоянно ходит по инстанциям и представляет необоснованные жалобы. Поэтому закон предусмотрел определенную ответственность для таких настырных любителей посетовать на жизнь. В частности, оговаривается, что расходы, понесенные организациями (либо индивидуальными предпринимателями) в связи с рассмотрением необоснованных обращений, систематически направляемых в одну и ту же организацию (либо одному и тому же ИП) от одного и того же заявителя, могут быть взысканы с последнего в судебном порядке в соответствии с законодательством. Под такую же ответственность попадают товарищи, которые излагают в обращениях заведомо ложные сведения.

2:2 – сроки не терпят

Законом также устанавливаются единые сроки рассмотрения обращений для граждан и юридических лиц. Так, на письменные обращения, в том числе занесенные в Книгу замечаний и предложений, ответ должен быть дан в течение 15-ти дней, а на обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее 1 месяца. Обращение в госорганы или другие организации может быть подано на одном из государственных языков – белорусском или русском. А письменные ответы на письменные запросы излагаются на языке обращения.

В законе также предусмотрены случаи, когда госорган или другая организация имеет право не отвечать на письмо заявителя. В частности, если в присутствии заявителя уже выполнены требуемые работы или оказаны услуги. Не предполагают ответа и обращения, в которых содержится благодарность или отсутствуют ходатайства, рекомендации, требования, сообщения о нарушении актов законодательства и недостатках в работе каких-либо организаций.

Также заявитель может отозвать свое письмо в любое время до рассмотрения обращения по существу.

От автора: естественно, счет в пользу чиновников или заявителей – весьма условный. Хочется надеяться, что польза от нового закона в равной степени будет и для тех, и для других. Поэтому поживем – увидим…

Автор: Наталья АЛЕЙНИКОВА. Брестский курьер