КАК
разобраться в школьных проблемах? Они
так разнообразны, что порой это трудно
сделать даже специалисту. Еще сложнее
– учителю. Часто не хватает терпения у
родителей. Но больше всего страдает от
них ребенок!
Иногда
все начинается, казалось бы, с незначительных
вещей: медленный темп работы, трудности
в запоминании букв, неумение сосредоточиться.
Что-то списывают на возраст – дескать,
не привык, еще маленький; что-то -
на недостатки воспитания; что-то – на
нежелание работать. А ведь в этот момент
трудности еще относительно просто
обнаружить, они достаточно легко
поддаются исправлению. Но потом проблемы
нарастают как снежный ком- одна трудность
тянет за собой другую, образуя страшный
и порочный круг. Постоянные неудачи
настолько обескураживают ребенка, что
трудности «переползают» с одного
предмета на другой.
Ребенок сдается: начинает считать себя
беспомощным, неспособным, а все свои
старания – бесполезными. Психологи
убеждены: результаты обучения зависят
не только от того, способен или не
способен человек решить, поставленную
перед ним задачу, но и от того, насколько
он уверен, что сможет решить эту задачу.
Если же неудачи следуют одна за одной,
то, естественно, наступает момент, когда
ребенок сам себе говорит: « Нет, это у
меня никогда не получится.» раз «никогда»,
то стараться незачем! Брошенное мамой
или папой между прочим: «Ну какой же ты
бестолковый!» - только подливает масло
в огонь. И не только слово, но и просто
отношение, которое вы демонстрируете
(пусть даже ненамеренно) укоряющим
взглядом, интонацией, жестом, говорят
ребенку порой больше громких слов.
Что
же могут сделать родители, если школьные
трудности все же появились?
Первое
– не рассматривайте возникшие школьные
трудности как личную трагедию, не
отчаивайтесь и, главное, старайтесь не
показать своего огорчения и недовольства.
Помните: ваша главная задача – помочь
ребенку. Поэтому принимайте и любите
его таким, какой он есть, тогда и ему
будет легче.
Второе
– настройтесь и приготовьтесь к тому,
что предстоит длительная совместная
работа с ребенком (одному ему не справиться
со своими проблемами).
Третье
- ваша главная помощь: поддерживать его
уверенность в своих силах, постараться
снять с него чувство напряжения и вины
за неудачи. Если Вы заняты своими делами
и урываете минутку, чтобы спросить как
дела, или отругать, - это не помощь, а
основа для возникновения новых проблем.
Четвертое
– забудьте сакраментальную фразу: «
Что ты сегодня получил?» Не требуйте от
ребенка немедленного рассказа о своих
школьных делах, особенно если он расстроен
или огорчен. Оставьте его в покое, он
расскажет вам все сам, если будет уверен
в вашей поддержке.
Пятое
– не обсуждайте проблемы ребенка с
учителем в его присутствии. Лучше сделать
это без него. Никогда не корите ребенка,
не ругайте если рядом его одноклассники
или друзья. Не стоит подчеркивать успехи
других детей, восхищаться ими.
Шестое
– интересоваться выполнением домашних
заданий следует только тогда, когда вы
постоянно помогаете ему. При совместной
работе наберитесь терпения. Ведь работа
по преодолению школьных трудностей
очень утомительна и требует умения
сдерживаться, не повышать голоса,
спокойно повторять и объяснять одно и
то же несколько раз – без упреков и
раздражения. Типичные родительские
жалобы: «Нет никаких сил…все нервы
вымотал…» Понимаете в чем дело? Не может
сдержаться взрослый, а виноват – ребенок.
Себя все родители жалеют, а вот ребенка
– очень редко…
Почему-то
родители считают: если есть трудности
в письме, нужно больше писать; если плохо
читает – больше читать; если плохо
считает – больше решать примеров. Но
ведь эти утомительные, не дающие
удовлетворения занятия, убивают радость
самой работы! Поэтому не перегружайте
ребенка тем, что у него не получается.
Очень важно, чтобы во время занятий вам
ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал,
что вы с ним и для него. Не смотрите,
«даже одним глазком» телевизор, не
отвлекайтесь, не прерывайте занятия,
чтобы позвонить по телефону или сбегать
на кухню.
Не менее важно решить, с
кем ребенку лучше делать уроки. Мамы
обычно более мягки, но у них часто не
хватает терпения, да и эмоции бьют через
край… Папы жестче, но спокойнее.
Старайтесь избегать таких ситуаций,
когда один из взрослых, теряя терпение,
вызывает на смену и «на расправу»
другого.
Имейте в виду, что
ребенок, имеющий школьные проблемы,
только в редких случаях будет знать,
что ему задано на дом. И здесь нет
злого умысла: дело в том, что домашнее
задание дается в конце урока, когда в
классе уже шумно, а ваш «отстающий»
устал и почти не слышит учителя. Поэтому
дома он совершенно искренно может
сказать, что ничего не задали. В этом
случае справьтесь о домашнем задании
у одноклассников.
При приготовлении
домашних заданий общая продолжительность
непрерывной работы не должна превышать
20-30 минут. Паузы после такой работы
обязательны!
Не стремитесь
любой ценой и «не жалея времени» сделать
сразу все домашние задания.
Седьмое
– не считайте зазорным попросить у
учителя спрашивать ребенка только
тогда, когда он сам вызывается не
показывать всем его ошибки, не подчеркивать
неудачи. Постарайтесь найти контакт с
учителем, ведь ребенку нужна помощь и
поддержка с обоих сторон.
Восьмое
– работайте только «на положительном
подкреплении». При неудачах подбодрите,
поддержите, а любой, даже самый маленький
успех подчеркните. Самое важное при
оказании помощи ребенку – это
вознаграждение за его труд, при чем не
только на словах. Если этого не делать,
ребенок, начиная работать, может подумать:
«Нет смысла стараться, никто не заметит
моих успехов». Вознаграждение обязательно:
это может быть совместная прогулка,
поход в кино, в музей…
Девятое
– но очень важное! – детям со школьными
проблемами необходим размеренный и
четкий режим дня. Надо не забывать: такие
дети обычно беспокойны, несобранны, а
значит, соблюдать режим им совсем не
просто.
Если ребенок с трудом
встает, не дергайте его, не торопите, не
подгоняйте лишний раз: лучше поставьте
будильник на полчаса раньше.
Пожалуй, самое трудное время – вечер,
когда пора ложиться спать. Родители
стремятся быстрее уложить маленького
ученика в постель, а он, как может, тянет
время. Нередко это кончается ссорой,
слезами, упреками. А потом ребенок долго
не может успокоиться и уснуть…Можно
предоставить ему и некоторую свободу(
разрешив ложиться спать не ровно в
девять, а с девяти до полдесятого).
Очень важен полный( без каких-либо
учебных заданий) отдых в воскресенье,
и особенно в каникулы.
Десятое,
и последнее – своевременность и
правильность принятых мер значительно
повышает шансы на успех. Поэтому, если
у вас есть возможность, проконсультируйте
ребенка у специалистов( врачей, логопедов,
психологов, педагогов). И выполняйте
все рекомендации!